Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 149
Главная » Статьи » Интервью.

Нурлан Бажиров: "Суета не стоит лицемерия..."

                                                                

                      Нурлан Бажиров: «Суета не стоит лицемерия…»

 

                                                                            

 

    Нурлан Бажиров родился в многодетной шахтерской семье Караганды, в которой появился последним. Казалось, было понятно, какой кругозор ожидал простого городского мальчишку. Но все получилось совсем никак у всех.   Нурлан на каникулах  уезжал на жайляу в Каркаралинск, где жил в юртах и кочевал вместе с чабанами. И этот быт чабанов, природа, мир животных, их нрав и поведение оставили глубокий след в душе мальчика.

   Художественные способности мальчика раскрылись очень рано, а хорошие первые учителя дали верное направление такому редкому явлению в сообществе людей,  которое называется талантом.

   Сегодня трудно предположить, каких бы успехов добился тогда молодой художник, но наступили такие времена, когда каждый из нас занимался одним видом искусства, искусством выживать. И в это трудно поверить, но почти пятнадцать лет Нурлан Бажиров не занимался тем, чем, как мы сегодня понимаем, сам всевышний ему положил заниматься – творчеством. И поэтому нам как-то особо верится, что лучшие произведения мастера впереди, несмотря на то, что уже сегодня они оказывают на нас неизгладимое впечатление. Остается сожалеть, что наше общество не принимает соучастия в творческой деятельности этого замечательного художника и его работы практически недоступны для широких масс и вызывает тревогу то, что они могут стать достоянием лишь неких избранных.

   В творчестве Нурлана Бажирова нас прежде всегда привлекает зримая его связь с жизнью и историей родного народа и неуемное желание познать историю и культуру других народов.  И давая оценку его произведениям, хотелось бы избежать штампов «наш Репин» или «наш Пикассо». Самобытность и преданность художника родной земле заслуживают высшей оценки быть ему самим собой, нашим Нурланом Бажировым…

 

    

Шакир а-Мил       Нурлан, один современный критик в своей статье называет писателей бездельниками, ведущими в основном праздный образ жизни. А вот как описал художников в своей повести «Однажды осенью, высоко в горах» писатель Алибек Аскаров: «Вообще, художники – народ замкнутый, сторонятся общества, бегут от политики, предпочитают быть отшельниками. Мир их особенный, видение и взгляд иные, чем у остальных, необычайно восприятие суетной, полной противоречий жизни. Эти «мастера пера», как правило, длинноволосы, с обвисающими усами, бородой, прямодушны и с ленцой. Но если подобрать к ним ключ, разговорить их, то остановить потом будет делом нелегким. Им неведомы лицемерие и подхалимаж, и в располагающей обстановке они вдохновенно выскажутся по любому поводу, называя вещи своими именами». Что бы Вы могли убрать или наоборот прибавить к этой характеристике по отношению к себе?

Нурлан Бажиров  Люди воспринимали советского художника как бородатого мужчину в вязаном свитере и в грязных брюках, обязательно любящего выпить. В настоящее же время художники занимаются спортом, путешествуют и делают все то же самое, что и обычный человек. Также в отношении человеческих качеств художника - обычные люди, которым присущи человеческие слабости, а то и похуже, намного завистливее и во многом карьеристы и «стукачи». Но настоящий Художник больше отдается творчеству, и у него на житейские вопросы времени не хватает. Художник подобен  математику или философу – духовно развитой личности, которая понимает, что суета не стоит лицемерия, подхалимажа и других человеческих слабостей.

  Шакир а-Мил    Из художников Вы стали Художником. Какие стечения обстоятельств: кумиры или учителя, честолюбие или страсть к творчеству, удача или напряженный труд, жажда славы или просто хлеб насущный – стали и остались спутниками в Вашем творчестве? Испытывали ли Вы когда-то давление или противостояние в этом?

Нурлан Бажиров   Как-то китайский философ сказал, что для любого таланта нужно развитие и обстоятельства, помогающие становлению творчества. В детстве (лет 5-6) у меня получалось хорошо рисовать и кататься на коньках. Родители решили отдать меня в художественную школу, где я проучился 5 лет и познал азы искусства. Карагандинская детская художественная школа была отличной базой для юных художников. Первые преподаватели, которые открыли во мне талант и дали толчок развитию, запомнились на всю жизнь: Андрей Андреевич – директор школы и Поцюра Антон Маркович. В хороших школах и университетах не только учат мастерству, но и учат «учиться дальше»: остерегаться плагиата, как разрушающей творчество болезни, видеть, понимать и учиться на образцах творений великих мировых мастеров, развивать свое индивидуальное творчество, которое синтезируется на основе классики и академизма, но в итоге выливается во что-то свое, непохожее на других. Удовольствие, получаемое от труда, в особенности от того, что удалось найти новую композицию, которая в моих картинах не повторяется, а также поиск сложных ракурсов являются постоянным спутником творчества. Большинство людей, живущих на земле, не интересуются и не развивают в себе любовь к искусству – получать удовольствие от любого произведения искусства. Данный фактор и есть постоянное давление и противостояние творчеству художника. В отношении кумиров могу назвать Репина, Леонардо да Винчи, Рубенса и других талантов, в работах и произведениях которых видишь труд, страдание, виртуозность автора как высшего пилотажа.

  Шакир а-Мил    Однажды в самый разгар «перестройки», прогуливаясь в одном из парков Алматы, я случайно встретил там молодого художника, и мы разговорились. Он с восхищением говорил мне о новых временах и возможности наконец-то писать картины «как» Пикассо,  Малевич или Моне и пр. Несколько удивленный таким порывом, я осмелился возразить ему,  дескать, не лучше ли использовать эту свободу для возрождения искусства своего народа, опираясь на лучшие традиции народного творчества и известных художников.  Но молодой художник был неумолим. «Вы ничего не понимаете в творчестве!»- говорил он и убеждал  меня в космической сущности искусства. Очень скоро это «космическое» искусство рухнуло на нас и, по моему мнению, вымыло многие талантливые души и руки в сточные реки небытия. Как Вы выживали в эти времена и сумели сохранить себя таким, каким мы Вас знаем? Не жалеете ли Вы, что не стали «поп» или «арт» художником?

Нурлан Бажиров   В любом искусстве : музыке, поэзии и живописи- есть уже взятые высоты, которые невозможно достичь современному человеку. Пикассо, Моне, Айвазовский, Ватагин – те люди, которые покорили такие высоты в своих работах. Лучшего Мариниста,  чем Айвазовский, пока не было. Никакого сожаления по поводу направления моего творчества я не испытываю. Тем не менее, во время перестройки, с 1988 по 2002 годы, приходилось зарабатывать на хлеб другим трудом.

Шакир а-Мил       Ваши произведения не многоцветны, они едва содержат два - три цветовых оттенка, что собственно говоря,  позволяет Вам более глубоко  сосредоточить внимание зрителя на сюжеты в них. Однако в работах, посвященных  «иноземным»  сюжетам, Ваша палитра более красочна, «пятниста», и они, кстати, более близки к западному стилю модернизма. Что это? Вы считаете, что такие цветовые гаммы более характерны художественным стилям представителей этих народов и таким образом желаете быть более реалистичным и понятным именно  им?

                                                     

Нурлан Бажиров   Основная цветовая гамма в моих работах  есть детское видение Сары-Арки – степи центрального Казахстана. Если обратить внимание на те работы, о которых Вы говорите, в них лошади отличаются породами и присуще им цветовым гаммам. 

Шакир а-Мил    Особым достижением вашего мастерства я бы назвал движение ,но не хаос, которое живет в каждом  произведении. Особое восхищение вызывают серии  работ «Тартыс» и «Кокпар», в которых и люди и их лошади в одинаковой мере участвуют в этих прекрасных видах национальной борьбы и игр. Бушует природа и вселенная вокруг казалось бы совершенно статичных героев  ваших произведений «Стрелки Вселенной. Аруах" и особенно «В пургу»(!!!). Мне эти работы напомнили эскизы Леонардо да Винчи к фреске «Битва при Ангиари» и лучшие картины расцвета голландской школы со сценами охоты. Нурлан, творчество каких художников оказало влияние на Вас в этом достижении, и есть ли  цели, в которых Вы хотели  еще более совершенства?

 

                                                         

 

Нурлан Бажиров   Для человека нет предела в совершенствовании. Однако творчество художника заканчивается тогда, когда заканчивается фантазия.

Шакир а-Мил       Вы смело раскрыли совершенно новый пласт из жизни своего народа, более нам понятный и близкий. С помощью Вашего творчества это стало доступно сегодня и широкому кругу зрителей во всем мире. Но есть еще то, что является народным достоянием каждого народа – его эпосы, легенды, сказания, сказки. Не было ли желания обратиться к этим темам?

Нурлан Бажиров    Всего творчества родного народа не охватить, тем не менее, есть ряд работ, посвященных национальным играм, охоте, эпосам про батыров, войнам, а также творчеству Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Конечно, можно поработать над темой казахских сказок и легенд, но эти темы нужны нашему народу меньше, чем мне самому.

                     

Шакир а-Мил       Известно, что за годы независимости Казахстана членов Союза писателей стало в два раза больше, но Писателей, увы, нет.  Как обстоят дела в этом отношении с художниками? Состоите ли Вы в каком-либо творческом союзе и что можете сказать о Союзе художников Республики?

Нурлан Бажиров   По отношению к художникам можно высказать ту же самую точку зрения. В советские времена, чтобы стать членом Союза художников, необходимо было провести как минимум 5 персональных выставок и одну выставку в Москве. Сейчас для вступления в члены Союза художников нужны определенные средства. А если средств достаточно – получить звание Народного художника. В советские времена Союз художников выполнял особую роль, сейчас, когда отношения коммерческие, смысл в таких организациях теряется. Тем не менее в Союз художников Казахстана меня приняли «автоматом» без каких-либо привилегий со стороны Союза (мастерские, выставочные залы и иная помощь).

Шакир а-Мил       Как относитесь к тому, что из Вас пытаются сделать «модного» художника и произведения могут разойтись по частным коллекциям и никогда не смогут стать достоянием народа?

Нурлан Бажиров    На самом деле никто из меня не пытается сделать модного художника. Вся информация, которая распространяется обо мне, направлена на достойных ценителей моего творчества, в том числе и за рубежом.  Будут ли мои работы достоянием народа, покажет будущее и объективная оценка самого народа. 

Шакир а-Мил       Признаюсь, мне очень нравятся картины «Нападение волков» и «Перед забоем», которые считаю просто шедевральными. Думаю, что у Вас есть свои почитатели, которые признавались Вам, какие именно произведения наиболее им нравятся. Как известно, Леонардо да  Винчи никогда не хотел расставаться со своей  «Джокондой» и работал над ней до конца своей жизни. Есть ли такая картина у Вас?

 

                                                       

 

Нурлан Бажиров    Тема волков и «жертвоприношение животных» - моменты моего детства и юности, поскольку, как и многие казахи, сам принимал участие в этом. Надеюсь, та картина, о которой Вы говорите, появится с дальнейшим развитием моего творчества.

Шакир а-Мил       Нурлан, говорят, что настоящий интеллигент рождается только в третьем поколении. В силу ряда исторических обстоятельств в СССР интеллигенцию пытались создать как класс. Конечно, это было ошибкой. Сегодня этого нет, но есть прослойка в обществе, которая мнит себя интеллигенцией и позволяет себе на этом основании, в силу своего положения в обществе, образования, принадлежности к творческой элите и даже материального состояния, решать, каким быть обществу, его духовному состоянию и пр. Как Вы понимаете интеллигентность, его возможную наследственность и принадлежность к определенному сословию?

Нурлан Бажиров   Интеллигенция в Казахстане однозначно была, может быть, и есть в настоящее время. Тем не менее, остались ли потомки Абая, Чокана Валиханова, который одновременно был и дипломатом, ученым, историком, этнографом, шпионом, составлял карты местности, живописцем, наездником, фехтовальщиком, знал в совершенстве русский язык и состоял в Русском географическом обществе, и прочее, и прочее, или других казахских исторических личностей? В любом случае советскую интеллигентность или то, что есть сейчас, не сравнить с 300- летними семьями Европы. Вы правильно говорите, что интеллигентность – искусственно созданная прослойка в обществе. В Казахстане существует такая закономерность: как только человек становится обеспеченным, то начинает искать различные придатки, как например, «великое» древо своей семьи и старается найти в корнях отношение к историческим личностям: Чингисхана, Тамерлана, вплоть до Гуннов - Аттилы. Что является безрассудством с объективной точки зрения. Человек может считать себя  интеллигентом и в пятом поколении, но если он совершил трусость, позволил себя унизить перед зависимым, то все его заслуги аннулируются. 

Шакир а-Мил       Выдающаяся русская актриса Ия Савина в статье «Для шестого чувства…» написала о том, как безнравственно «… сказать, что труд  художника и ученого есть труд легкий и даже, пожалуй, вовсе никакой труд, а праздное развлечение человека, который и вязанки дров поднять не может. Но всякий, кому хоть раз засветили звезды, тот если и поймет, то почует весь крестный, жестокий путь». Что Вы можете сказать о труде творческом? Хотели ли Вы, чтобы Ваши дети последовали за Вами? Как они относятся к Вашему творчеству?

Нурлан Бажиров   Нельзя сравнивать ремесло с творческим искусством. Как говорится, легко работать руками, сложнее умом и самый сложный труд – работать сердцем и душой. Именно в наше время и в нашей стране никому бы не посоветовал заниматься искусством. Тем более, что для сегодняшней молодежи нет кумиров ни в искусстве, ни в спорте. Последним кумиром остался Хаджи-Мукан. Сейчас иные кумиры – Тайсон, Кличко, Федор Емельяненко и другие. Я бы посоветовал «кое-кому» развивать художественную школу Московского уровня и привлекать иностранных преподавателей, отправлять наших учиться за рубеж и постигать высоты искусства.

Шакир а-Мил       Было бы очень неправильно утверждать, что Ваше творчество несовременное, только потому, что в нем отсутствуют современные темы и сюжеты. Как Вы думаете, а есть ли необходимость в этом, для того чтобы убедить кого-то, что Вы «современный» художник?

 

                                                   

  

Нурлан Бажиров   Современный, да, потому что живу в этой эпохе. Я бы сказал немодный художник. Вспомните Ван Гога, который не смог продать ни одной картины при жизни и стал известным уже спустя определенное время.

Шакир а-Мил       Нурлан, писателю нужны свои читатели, певцу – слушатели, художнику – зрители. Какие выставки ваших работ наиболее памятны и какие зрители у нас и за рубежом показались Вам более благожелательными? Каковы планы в творчестве и на что могут рассчитывать почитатели вашего искусства, которых, я уверен, становится все больше и больше, в будущем? Очень надеемся, что Ваше мастерство раскроет еще новые грани  таланта и все  творчество станет народным достоянием  нашей страны. Удачи Вам!

Нурлан Бажиров   В Казахстане у меня была только одна персональная выставка в музее им. Кастеева в 2012 году. Остальные выставки в Москве и ОАЭ. В 2013 году была проведена выставка в отеле «Армани» (Бурдж – Халифа) и в 2014 году на Международной конной выставке в Дубае.  В отличие от Алматы Дубай многообразнее с точки зрения контингента (банкиры, бизнесмены, архитекторы, галеристы, представители известных строительных компании и т.д.) и представителей других культур (США, ближнего востока, дальнего востока и Европы). Все выставки приходится оплачивать самому, потому как в Казахстане меценатство так и не зародилось. В этой связи в отношении будущих выставок я очень избирателен.  Тем не менее, в сентябре 2014 года в Аду-Даби  пройдет международная выставка, посвящённая охоте и коням, на которой я планирую показать свою серию тематических работ.

 

                                                

Интервью опубликовано в журнале "Нива" (Казахстан)  № 10 2014 г.

Категория: Интервью. | Добавил: millit (17.09.2014)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: