Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 157
Главная » Статьи » Мои статьи

СССР:глазами очевидца. Искусство и литература.

 

 

               Искусство, литература и… цензура.
 
 
 

   Я всю жизнь прожил в провинции и поэтому не удивлюсь, если некоторые люди сочтут мое мнение по этой теме весьма узким и не полным. Уж простите.

   Кроме школьной программы, что нам было дано? Самообразование, художественная самодеятельность, телевидение, газеты и журналы и, конечно же, «наиважнейшее из искусств» - кино (В.И.Ленин).

   В целом все это служило одному. Пропаганде советского образа жизни, идеологии социализма и коммунизма, воспитанию духовного мира советского человека. Отсюда и часть вторая – цензура.

   То есть, не любые книги и не всех авторов издавались, некоторые спектакли снимались с репертуаров театров, были кинофильмы годами лежавшие на полках и т.д. и т.п.

   Что же мы имели? Да все. От балета, опер по телевидению, и до сатирических журналов с анекдотами на последней странице, но насквозь пронизанными политическими излияниями на первой о «вреде» капитализма и прочее.

    СССР была самая читаемая страна в мире. Книги издавались сто тысячными  тиражами, и их не хватало. Они зачитывались, перечитывались до дыр. В нашем маленьком городке было три книжных магазина, с десяток библиотек (не считая, что в каждой школе и учебном заведении были собственные библиотеки). В каждой библиотеке были читальные залы, и там всегда было полно народа всех возрастов, так как там выдавались для чтения особо популярные книги. Но на них все равно была очередь. При отсутствие нужной книги, или журнала существовал меж библиотечный обмен (абонемент) МБА. То есть делался заказ на ту или иную книгу, журнал или просто статью. Заказ шел по вертикали, если он отсутствовал по очереди – в районной библиотеке, областной, республиканской, то заказ проходил напрямую до Москвы и Ленинграда. Я сделал очень много заказов, от весьма простых до весьма специфических узко-научных и всегда получал требуемое в виде книг, ксерокопий и фотокопий. При чем, все это, кроме книг, оставалось затем в фонде библиотеки, и библиотека имела право оставить этот заказ у себя или отдать на вечное пользование заказчику. И все мои заказы с надписями: «В дар» в виде ксерокопий и фотокопий находятся в моем архиве. Был единственный отказ в заказе. Ну, тут я слукавил.  Я заказал несколько страниц Корана в переводе Ю. Крачковского по ссылке в одной из книг (можно было и так заказывать), разумно полагая, что весь Коран мне не пришлют, а вот на фото или ксерокопии нескольких страниц  можно и понадеется. Увы, никого я не перехитрил, мне пришел отказ, на основании, что книга из фонда библиотеки не выдается.

 Надеюсь понятно, что такая «идеологически вредная» книга и не могла выдаваться. А однажды я и вовсе влип в не хорошую историю. Молоденькая девушка, сотрудник библиотеки, попросила помочь мне. Я должен был прочитать N-ое количество книг по атеизму, что, оказывается, входит в план по атеистической работе сотрудников библиотеки, а она в взамен поможет мне с чтением дефицитных книг. Вот так. Я тогда был весьма азартным и неразборчивым читателем и читал все подряд. Меньше чем пять-шесть книг вместо допускаемых трех (были и такие правила) я не брал. Мне милостиво разрешали брать больше, так как я брал то, что не пользовалось спросом у других читателей. Нужно сказать, что атеистическая литература была в планах выпусков всех издательств СССР без исключения. Так что этого «добра» в библиотеках было очень много.  И когда меня впервые подвели к полкам с этими книгами я совершено нахально взял их штук пятнадцать и исправно делал это с каждым моим посещением библиотеки. Каково же было удивление мое и сотрудницы библиотеки, что я пристрастился к чтению книг этой тематики и вскоре и вовсе стал даже перечитывать их в ожидании новых поступлений. Прошло некоторое время, знакомая библиотекарь вышла замуж и уехала с нашего города. И вскоре новенькая сотрудница спросила меня немного смущено: «Скажите, пожалуйста, почему вы читаете эти книги?» Я ответил и конечно поинтересовался, почему она меня об этом спросила. «Знаете»,- сказала она.- «Вами интересовались. Вы так много об этом прочитали». Вот так. Даже то, что читалось, контролировалось кем надо.

    Некоторое время я проработал в геологии, в степных условиях. У нас был снабженец, в обязанности которого кроме всего прочего входило доставка книг районной библиотеке. Нас в партии (геологической) было двадцать один человек, и он привозил за один раз пятьсот книг. И среди них было все. От программы КПСС до сборников поэзии корейских поэтов. Увозил он эти книги, после того, когда все давали согласие на это. Я лично (как и многие другие) успевал прочитать их все и некоторые вещи по несколько раз. У нас там были: телевизор, бильярд, шахматы, шашки, домино, нарды, радио. Но основное занятие было - чтение. Не знаю как сейчас, я много где побывал и общался, но таких начитанных людей как в геологии, в жизни не встречал.

 На литературные журналы – «толстушки»: «Знамя», «Москва», «Нева», «Сибирские огни», «Простор» «Роман – газета» (тираж последней до 2 000 000) и т.д. можно было подписаться только по большому блату (знакомству). Что уж говорить о подписке на полные собрания того или иного классика! Это и вовсе было за пределами счастья. Ну и, конечно же, все выписывали огромное количество газет, особой популярностью пользовались еженедельники «Литературная газета», «Неделя», «Футбол – Хоккей», «Аргументы и факты» тиражи которых были просто фантастичны.

   Что касается зарубежной литературы, то уверен, мы о ней знали больше, чем этот же «зарубеж» о нашей литературе.

    Представление о «высокой культуре» мы имели из телевидения. В год, центральное телевидение транслировало целиком несколько постановок балета или опер. Частыми были также трансляции спектаклей известных театров, так что, например, я видел постановки практически всех пьес Островского. Кроме того, в стране были ряд известных театров на уровне республик, а то и просто городов, лучшие из постановок которых, также транслировались по телевидению.

    В стране на высоком уровне была развита художественная самодеятельность, в которой участвовали совершенно добровольно сотни и сотни тысяч людей, которые хотели соприкоснуться с миром прекрасного. Лучшим коллективам присваивались звания «народных» и они имели особый статус в республиках и областях, а некоторые и вовсе были известны по всей стране. Руководили ими, профессиональные люди, имеющие специальное образования. В городах и крупных поселках имелись музыкальные школы, образование в которых курировалось государством и служило первой ступенью для тех, кто хотел и в дальнейшим связать свою жизнь с музыкальной деятельностью или образованием.

    Воспитание восприятия и понимания изобразительного искусства происходило в школах, на уроках рисования или классных часах. Конечно, если учащимся везло и сами учителя рисования или классные руководители, были в этом вопросе достаточно образованы. Были еще и книги по искусству. Но, во-первых, книги, как я уже указывал, были дефицитом, да и хорошо иллюстрированные книги и просто альбомы издавались не очень большими тиражами и были дороговаты. И, понятно, больше повезло тем, кто жил в крупных городах, где были свои музеи изобразительных искусств. Все мои знания от первобытного  до современного искусства были получены из книг.

  Идеологическая литература по культуре, вовсю возносила советское искусство и литературу, опираясь на тезисы о социалистическом реализме. Конечно, мы вынуждены были верить на слово, что наше кино или литература лучше «ихней», поскольку естетественно, то, что критиковалась нашими «духовными» специалистами не издавалось и не имелось в прокате кинотеатров. А вот что касалось изобразительного искусства, то возможность иллюстрированной демонстрации, того, что наш реализм лучше западных – модернизма, авангарда, поп-арта и пр. и пр. вроде бы действительно выглядела убедительно, да это просто мазня и наше лучше. Много позже, побывав в музеях Москвы и Ленинграда и увидев воочию образцы лучших европейских художников этих направлений, мне почему то понравились эти картины. Я почувствовал в них необъяснимую для себя умение вдохнуть жизнь в эти работы, и какое - то соответствие своим названиям.

   «Важнейшее искусство» - кино было любимо советскими людьми. Где-то слышал такую цифру: в год, в СССР выходило на экраны около 300 фильмов. И каждый год два-три из них запоминались зрителям необычной работой режиссеров, великолепной игрой актеров или своей социальной значимостью. Если бы, например я начал перечислять свои любимые фильмы, то боюсь, это заняло бы пару страниц! Хотелось бы отметить, что мастерство режиссеров и актеров обсуждалось на самых различных уровнях, и никому не было дела до того, как теперь, кто с кем «спит» и «живет».

  И мастерство это было действительно очень высокое. Не случайно, например, как я слышал, Нидерланды закупили наш великолепный и яркий фильм «Легенда о Тиле» со всеми правами на прокат и пр. Или, согласно некоторым опросам, англичане считают образ Шерлока Холмса в исполнение нашего актера В.Ливанова, наилучшим. Все давно отмечают, заметное влияние советского кино, на творчество известного кинорежиссера  Спилберга. Таких примеров можно было бы привести множество. Мне запомнился такой. Афганские талибы захватили в одной из стычек кинобудку с советскими фильмами и бесконечно крутили для себя великолепный фильм «Отец солдата», так он им понравился.

    Многие режиссеры заявляли в свое время о том, что они не имели возможности снимать те или иные фильмы. Но прошло уже больше 15 лет после развала СССР, и я еще не видел ни одного фильма, который хотя бы можно было назвать если уж не шедевром, то хотя бы народным или элитарным. Скажите, я провинциал и ничего не смыслю в кино? А вам назвать фильмы и их режиссеров, на которых я воспитывался? Не надо? То-то! А рекламы-то, рекламы! В наше время, слух о новом хорошем фильме доходил до нас намного раньше его проката. Смешно слышать, что рекламы современных фильмов начинаются с информации об их многомиллионных бюджетах. Вот у нас в Казахстане за большие такие деньги создали фильм «Кочевник», с какими то  импортными актерами, словно свои актеры хуже сыграли бы о своем народе. Позор! А фильм то мелкий. Я до сих пор с удовольствием смотрю фильм «Бейбарс», на каком бы его языке не показывали, которому этот «Кочевник» в подметки не годится! Вспомните экранизацию С.Бондарчука «Тихий Дон». Лучше бы его не показывали, так обидно за мастера… Последнее удручающее состояние испытал от новой экранизации «Преступление и наказание». Так и хочется сказать: «Парни, что вы творите? Ну, зачем делать то, что уже сделано, и ты не можешь сделать лучше?». Даже китайцы экранизировали «А зори здесь тихие» в сто крат лучше, признавая, что они попросту многосерийно копируют известный фильм Станислава Ростоцкого. Браво, за честность! Браво, за фильм!

    «Оскар» за «Сибирского цирюльника» Н. Михалкова?! Не жаль Н.Михалкова, жаль «Оскар», так обесценился! А ведь могут оценить, когда надо. «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи (1999г.) например.

   Надеюсь убеждать кого-то, что советские мультфильмы до сих пор популярны во всем мире, просто не стоит. Я знаю многие семьи, когда молодые родители ищут и покупают для своих детей сборники советских мультфильмов для нормального воспитания своих детей. И на этом фоне, приятно отметить, возрождение, в частности, российской мультипликации.

  То же самое и с современной эстрадой, всем уже видимо опостылели шлягеры-однодневки типа: «Ты целуй меня везде» и молодежь с удовольствием слушает музыку и песни дискотек-80-х, между прочем о любви, о которой якобы в Союзе не пели.

   Хотелось бы здесь добавить пару слов о спорте. В Союзе люди в принципе понимали, что так называемый «любительский» спорт, конечно же весьма условен. Все спортивные общества курировались различными ведомствами. ЦСКА - министерством обороны, «Динамо» - министерством внутренних дел и т. д. которые фактически и финансировали развитие своих спортивных школ и оплату своих спортсменов республиканского, союзного и мирового значения. Люди это понимали и посмеивались мифологии о том, что у нас отсутствует спорт профессиональный. Между прочем, зря. Действительность, о которой мы теперь знаем, говорит о том, что все громкие победы советских спортсменов состояли на 50% из спортивного мастерства и 50% из чувства патриотизма. Спортсмены областного и районного значения были закреплены за крупными предприятиями, где они числились на рабочих местах. В связи с этим мне вспоминается такой случай. Где-то вскоре после развала Союза я стал начальником участка одного из подразделений шахты. Мне показалось, что штатное расписание моих рабочих недостаточно И я спросил   у одного ветерана - пенсионера когда-то работавшего начальником такого вот участка, сколько у него работало рабочих. «Девяносто» - ответил он. Я конечно обиделся за такой не серьезный ответ, ведь у меня числилось всего двенадцать человек. «Зря обижаешься, - сказал мне ветеран.- У меня на участке числились футбольная команда «Горняк», хоккейная «Север» и двенадцать моих рабочих». Вот так. Теперь я понимал, почему болельщики наших футбольных и хоккейных команд возмущенно кричали нашим игрокам, если они проигрывали: « Халтурщики! В шахту вас! В шахту!». А они, нередко, отыграв свое, действительно приходили дорабатывать свой шахтерский стаж в забой. Согласитесь, играть футбол и иметь за это заработок горняка и стаж, было неплохо для таких спортсменов. Достаточно сказать, например, что в нашей футбольной команде, в свое время играли бывшие игроки Ростова-на Дону, поигравшие в одном составе там, с известным игроком сборной СССР Виктором Понидельником. Может быть В.Понидельник и получал зарплату как шахтер, но его одноклубники числились скорей всего на какой-нибудь кондитерской фабрике упаковщиками!

  О цензуре.

   Это явление, конечно же, имело место. Иначе в тоталитарном государстве и быть не могло, где признавалась только одна идеология. И, несомненно, это нанесло огромный ущерб и престижу страны и творчеству многих известных людей и тем, кто так и остался безвестным благодаря этой цензуре.

   И все-таки и в этом я вижу односторонний подход. Говоря о единичных явлениях, когда попросту нарушались права одних талантливых авторов, я уверен, цензура отсекла от народа и многократно превосходящее количество действительно творческой шелухи и попусту вредных вещей. Почему молчат об этом?

    Нужно отметить, что, не смотря, на самую жесткую и жестокую цензуру в Союзе время от времени появлялись публицистические и кинематографические вещи, имевшие большой резонанс в обществе. Да, советское искусство было чересчур идеологизировано, но даже самые настоящие враги Советской власти никогда не посмели бы утверждать, что в этом искусстве имелся бы хотя бы на намек: на культ наживы, преступности, шовинизма, расизма, милитаризма и т.д.

 Широко распространено мнение, что в Союзе практиковалась иметь в республиканском масштабе лишь нескольких «царьков» от творческих групп и национальных представительств, которые были как бы образцом для общества, что позволяло руководству министерства культуры контролировать, таким образом, состояние культуры.

    Не будем говорить, что прекрасное редко и что такое талант, наверное, эти обвинения не беспочвенны.

    Одним из примеров, такого давления на личность считается жизнь и творчество В.С.Высоцкого. Актер театра и кино, бард, певец и поэт. Работа  известном театре. Снялся, пусть не в многочисленных, но очень даже не в проходных фильмах. Концерты Высоцкого были самые высокооплачиваемые. Я просмотрел сотни метров киновоспоминаний о В.С., так называемых его соратников и пр., но даже они ни намеком не дали понять, что эти концерты когда-то и кем-то запрещались. Огромная популярность по всей стране. Вся страна, словно замотана в сотни тысяч километров магнитофонных записей его песен, концертов. Его слушают свободно, на всю громкость, не только внуки Л.И.Брежнева на его даче (по воспоминаниям зятя Брежнева – Чурбанова), но и все кто этого хотел. Единственная, насколько я понял, его неудовлетворенность, была в непризнание его, как поэта, т.е. он не только не был членом союза писателей, но и не издавался.

   Возможно, для него, это действительно было трагедией. Не знаю. У меня до сих пор в личной библиотеке нет сборника его стихов, но очень много его песен я до сих пор помню наизусть.

   Помнится, как перед развалом СССР, на одном из заседаний Верховного Совета, какой- то министр отметил, что не хватает миллиона рублей на какие-то проблемы, один из депутатов предложил издать миллионным тиражом  стихи В.С.Высоцкого и продать по рублю. В какой-то мере он  был казался прав, но только казался. Как оказалось позже, им не Высоцкий нужен был. И мы, те, кто знал нашего Семеныча магнитофонного, хоть и относились к нему по разному, но одинаково любили. И любим. И, конечно же, мы больше всего жалеем, что нет его среди нас. А жаль! Так бы хотелось услышать его теперь. Он бы нас не предал. Не зря он пел: «И пусть впереди большие перемены. Я их никогда не полюблю!». Что касается В.С. Высоцкого как  человека, то это увы, не только его проблемы. Знаете, в таких случаях, мне за нас, простой народ обидно. Как мы пьем, так мы алкаши. А как пьют такие люди как В.С., так это понимаете, неудовлетворенная творческая личность и пр. Вон, Г. Жженов семнадцать лет отсидел и не спился, а какая неповторимая творческая личность. А вы примите к себе на работу уголовника, который с десяток лет в тюрьме отсидел, а Жженов сидел по статье политической, и его приняли в театр! Вот вам и тоталитарная страна! Алкоголик, он и в Африке алкоголик. Простите, просто обидно. Помнится, когда Влада Листьева убили, сам Ельцин божился на всю страну, что найдут убийц. А в это же время убивали сотни тысяч безвинных людей, и никому до этого не было дела. Зачем же обвинять в смерти В.С. государство? Мне вот, его жена сильно не нравилась, Марина эта. Не наезжать надо было с Парижу и выводить с запоя человека, а жить с ним и в нем. А она этим еще и хвастается. Да, что ты за баба, если у тебя мужик пьет, а ты в Париже околачиваешься?! Все они, эти соратнички, просто примазались к славе В.С., а сами завидовали его прижизненной славе. И оттого, мало еще делается, чтобы молодежь знала больше о творчестве В.С.Высоцкого. Много популизма и мало серьезного.  Он, В.С.- наш, он не-их (популистов).

    Такие же слухи ходили о певце В.Обоздинском. Это он первым спел «Восточную песню», а не современная группа «Премьер министр» и был бешено популярен среди в СССР исполнением песен о любви. Многие утверждали, что за то, что он не поет патриотических песен, имеет проблемы с властями. Я был в Москве, проездом в Ленинград, когда увидел афишу с анонсом концерта В.Обоздинского во дворце культуры железнодорожников. Мне повезло, купил билет, куда-то в очень  дальний ряд и в углу. Сбегал на вокзал, немедленно сдал билет на поезд в кассу и купил на ночной рейс.

   Зал дворца был переполнен. Пришло время концерта. Ждем десять минут. Ждем двадцать. Наконец из-за кулис появляется мужчина и объявляет в микрофон, дескать, Обоздинский заболел, и предлагает зрителям посмотреть концерт одного известного в то время дуэта, кстати, тоже певших только от любви. Занавес открывается, и концерт начался. Ну, мне и это, что называется  в радость. Однако люди потихоньку встают и уходят. Многие уходят. Рядом со мной сидит пара, очевидно муж и жена. Минут через двадцать он говорит ей: «Наверное, снова на стакане. Пошли. Лучше бы на хоккей пошел». Уходят. Много лет спустя, после смерти Обоздинского, в одной газете из статьи узнаю диагноз болезни, сосед по концерту оказался прав. Такие срывы у Обоздинского были.

  «Радиоголоса» (так называли в СССР враждебные радиостанции «Голос Америки», «Немецкая волна», «Би-би-си» и многие другие), вовсю изгалялись и буквально рыдали о том, что мы лишены западной демократии и культуры. Иногда, такая пропоганда давала свои плоды и нет-нет, кто-то да оставался там, на Западе или добивался выезда. Ну, шумихи вокруг них было конечно много. А.Солженицын, Галич, Буковский, Нуриев, Сева Новгородский, Протопопов и Белоусова и пр.- все они, как бы представляли различные сферы оппозиции в СССР от правозащитных до культурных. Вторая родина (Запад) щедро отплачивала их за это всевозможными премиями, гонорарами и условиями жизни. И они соответственно, отрабатывали это тем, что чернили, как могли свою бывшую Родину и ее историю. Пусть это останется на их совести. У меня нет сомнений, ни Солженицын, ни Бродский никогда бы не стали нобелевскими лауреатами, если бы не эмигрировали из СССР. И я уверен, их вынесут из числа российской классики, так же, как Паниковского, когда он пытался представить  себя третьим сыном лейтенанта Шмидта.

 Совсем недавно, смотрел передачу о Протопопове и Белоусовой (олимпийские чемпионы по фигурному катанию). Они пытались, как - то объяснить причину своего бегства из СССР. Но даже в этой передаче, вероятно специально созданной, для того чтобы как-то обелить этих людей, зритель мог  прочувствовать простую преамбулу их поступка: корысть и жадность.

   И когда наконец «железный занавес» пал и Союз ушел в небытие западная культура хлынула потоком в наше бескультурье.

  Понятно, мы людей устаревших, просоветских взглядов, плохо воспринимаем эти дары данайцев. Все просто, если у них на экране человек упал, то это смешно, а у нас вызывает сочувствие. И если взглянуть на список лучших фильмов Америки за последние сто лет, то «Крестный отец» оказывается на первом месте, ну а «Список Шиндлера» на сотом. По нашим меркам это все равно, что так распределить места с нашими фильмами «Бригада» и «Баллада о солдате» (к слову, ничего против «Крестного отца» не имею).

   Есть у меня книга, изданная в СССР, «Монополии слова» Спартака Беглова (издательство «Мысль» 1972г.). Это книга о информационно пропогандистком комплексе Запада, его хозяевах и сущности. Помню, еще при первом чтении, меня смущало то, какие автор книги приводил цифры о засилий на ТВ передач и фильмов, культивирующих насилие и пр. Честно говоря, не верилось. И вот когда, мы стали по западному «культурней», у меня возникло желание, сравнить цифры с этой книги, и то, что мы сами теперь видим по ТВ. Но пока я как-то собирался, объем такой «культуры» вырос настолько, что я просто махнул рукой на эту затею, настолько мы их перегнали по всем показателям.

   Когда тоталитаризм рухнул, изменилось многое.

   Творческие работники устроили соревнования по номинациям: кого больше преследовали, не давали снимать, сниматься, писать, издаваться, говорить, выезжать на Запад. Исчезли  с экранов телевидения подтянутые, спокойные, с поставленными голосами телекомментаторы. Вместо них появились амбициозные, претендующие на глашатаев истины, молодые и хамоватые ведущие. В передачах перестали появляться передовые рабочие страны и рассказы об их буднях. Политические скандалы, сенсации, чернуха - стали нормой жизни ТВ. И люди конечно изменились. Меня, например, поразило однажды выражения лиц: бессмысленных, равнодушных, да к тому же еще и жующих жвачки, зрителей во время трансляции одного из концертов.

   Я обратил внимание на это, так как буквально накануне просматривал на кассете мою любимую запись на видеокассете о встрече великого русского актера Андрея Миронова со зрителями в Останкино. Какие заинтересованные и буквально духовно прекрасные лица были у людей сидевших тогда в этом зале! Было впечатление, что это вовсе люди не то чтобы с разных стран, но и континентов.

  Многие артисты, деятели литературы пошли во всевозможные депутаты разных уровней, поучая в средствах информации народ как надо жить и пр.

  В фаворе стали те актеры, чью личную жизнь, можно было больше, и скандальнее посмаковать, покопаться в их «постельном белье».

  Незаметно они стали марионетками и штампами, якобы состоявшегося благополучия. На самом деле, они стали ширмой и орудием наживы вновь зародившейся буржуазии.

   В Алма-Ате я случайно познакомился с молодым человеком, как выяснилось художником. Мы с ним интересно поговорили. Он мне сказал: « Вы знаете, я так рад, что у нас сейчас свобода и я могу писать такие же вещи как Пикассо». Я сказал ему: «Зачем вам Пикассо, повернитесь к истокам вашего национального искусства. Присмотритесь, ведь это клад неисчерпаемый для творчества». К сожалению, мне кажется, я его не убедил.

  Стыдно говорить, люди, чье призвание быть носителями и хранителями культуры перестали нормально говорить, и, простите, думать по  русский. Мне кажется, надо ежедневно показывать по телевизору таких прекрасных рассказчиков как Игорь Ильинский или Ираклий Андроников, чтобы молодежь понимала, что такое родной язык и как им пользоваться.

  Послушайте, как и о чем говорят С.П.Капица или В.Соломин, и сравните это с опусами современного «бомондяги»! Стыдно, стыдно!!!

  И здесь пора не только цензуру вводить.

   Есть, конечно, исключения. Поступок режиссера и актера В.Меньшова, отказавшегося вручать кинопремию фильму «Сволочи» дорогого стоит.

   Остается надеяться, что таких людей и таких поступков будет больше.

Категория: Мои статьи | Добавил: millit (12.12.2008) | Автор: Шакир а-Мил.
Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: