Шакир а-Мил
Н а х о д к и К у м р а н а
и б и б л е й с к и е т е к с т ы.
Находкам рукописей у Мертвого моря в местности под названием Хирбет Кумран (1947 г.) более пятидесяти лет. Значение этих находок нельзя переоценить. Из рукописей и древнейших библейских текстов мир узнал о кумранской общине по структуре и образу жизни напоминавшей первохристианские, об одном из руководителей общины Праведном Наставнике (или Учитель Справедливости) чья жизнь и смерть во многом схожа с евангельским Иисусом. Интерес к находкам был огромен. Специальные исследования, публикации о них составляют внушительную библиографию. Некоторые результаты исследований за эти десятилетия практически служат каноном, но их бесспорность все же вызывает сомнения. Прежде всего, убежденностью исследователей, что библейские тексты существовали в их современном виде до Кумрана. По нашему мнению, ценность находок Кумрана заключается не столько в том, что они представляют собой древнейшие образцы библейских текстов, но и тем, что среди кумранских рукописей нет первоисточников, которые бы содержали этот полный текст. Находки полных первоисточников среди кумранских рукописей были бы не меньшей сенсацией, чем сами рукописи, ведь Кумран не относится ко времени устной традиции. Но первоисточники не сохранились (?), но что еще вернее они, по нашему мнению, уничтожались, по следующим причинам: 1. Как во многом не соответствующие духовным взглядам кумранистов-сектантов. 2.Кумранисты не просто переписывали библейские тексты, но с некоторыми из них вели, кропотливую работу приближая их смысл и содержание близкое к их духовному миру, языку и истории общины. Об этом убедительно свидетельствуют многократные копирования некоторых текстов: их варианты, различные дробления на части, цитирование в особых размерах, что видно невооруженным глазом. Иными словами, пользуясь своей замкнутостью от внешнего мира, кумранисты, таким образом, исторически самоутверждались и внесли свою лепту в творение библейских текстов. Особым вниманием кумранистов пользовалась книга Исаии являющаяся одной из стержневых книг Библии и как особо подчеркивают богословы содержащее пророчество о Мессии за 700 лет до самого явления (Исаия главы 52 и 53). Следует пожалуй напомнить что, видимо менее духовные богословы вынуждены были признать, что книга Исаии написана двумя авторами в разное время (главы 1-39 и 40-66), а наиболее современные исследователи и вовсе разделили книгу Исаии на три части ( главы 1-39. 40-55 и 56-66) датируя философские мотивы третьей части V веком до н.э. Эта установившаяся традиция помешала исследователям находок понять сущность одной из кумранских рукописей называемой Дамасским Документом описывающей жизнь Праведного Наставника. У исследователей не возникали сомнения о согласованности текста Дамасского Документа и 52,53 и 54 глав книги Исаии.
Например:
«И по окончании гнева через 390 лет по предания в руки Навуходоносора царя Вавилона, бог взыскал их и отрастил из Израиля и из Аарона корень насаждения, дабы наследовать Его землю и утучнить благим его почву»
(Рукопись А стр1 строки 5-8)
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.
(Исаия 54:1-3)
Или сравните вот этот текст Кумрана с той же книгой пророка Исаия:
«Они поняли свои преступления и узнали, они – люди виновные, но были точно слепые и точно нащупывающие дорогу 20 лет. И Бог вник в их деяния, ибо чистосердечно искали Его и поставил им Праведного Наставника, чтобы направить их по пути Своего Сердца и чтобы известил следующие поколения, что Он сделал с последним поколением..»
(Рукопись А стр1 строки 8-12).
«Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас»
(Ис.53:6)
«…Он Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет».
(Ис.53:11)
«…Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его»
(Ис.53:10)
Исследователи имеют по отношению к этим текстам два мнения: 1.Дамасский Документ по существу является комментарием к известному тексту книги Исаии. 2.Песни Раба Господа (Исаии главы 42-53) оказали влияние на формирование образа кумранского Праведного Наставника. Первое неубедительно, потому что Дамасский Документ текст совершенно оригинальный, не имеющий ничего общего с этими комментариями. Что касается Песен Раба Господа, то нельзя согласиться и этим мнением: Второисая описывает эпоху царя Кира, который является у бога «помазанником» (Пс.45:1) и у которого он (бог) держит «за правую руку, чтобы покорять …народы». Что может быть общего между царем Киром и личностью возникающей в 52 главе книги Исаии, у которого нет «ни вида, ни величья»? (Пс.53:2). По нашему мнению, Дамасский Документ и известные главы книги Исаии (52,53 и другие) по существу являются одним и тем же текстом основным, из которых был Дамасский Документ, переработанный затем в содержание книги Исаии с присущем для кумранистов мастерством, и «раб» является Праведным Наставником. Мало того, третья часть книги Исаии в переработке кумранистов полемизирует со второй частью. Например, в самоназвание общины «нищих» (см.Пс.42:2 и Пс.61:1) или «пленных» (пс.42:7 и 61:1). Подчеркивая, преимущество трех основных колен народа Израиля преобладающих в общине Кумрана кумранисты называют, всего три дерево символизирующих их (Пс.60:13) не называя иных указанных во Второисаии (Пс.41:19) и т.д. И, наконец, мы считаем, что образ евангельского Христа действительно сложился благодаря исторической личности Праведного Наставника. Не случайно в самом раннем евангелие от Иоанна есть прямое указание, буквально характеризующее образ Наставника: «…учитель, пришедший от бога» (Ин 3:2) или «вы называете меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо я точно то» (Ин.13:13). Образовавшейся треугольник - Дамасский Документ- книга Исаии- Евангелия теперь многое объясняют нам о жизни евангельского Иисуса. 1.Мы практически ничего не знаем о его детстве и юности. Это легко объясняется тем, что в кумранскую общину приходили взрослые люди. 2. Почему Иисус выбрал в апостолы случайных людей? Потому что Наставнику не было нужды их выбирать. Кумранской общиной руководили 12 человек, (в евангелиях апостолы) среди которых были три основных жреца (в евангелиях это Иаков, Петр и Иоанн.) Вспомните о трех деревьях! 3.Почему Иисус так быстро погиб на кресте, что вызвало удивление у Пилата (Мр.15:44) и сомнения у воинов (Ин19.19:31-36)? На этот вопрос нам прекрасно отвечает текст книги Исаии дающий нам конкретные данные о внешности и физических данных Наставника. «Как многие изумлялись, смотря на тебя - столько был обезображен лик Его. И вид Его - паче сынов человеческих» (Ис.52:14). пли «…нет в Нем ни вида, ни величья, ни видели, Его и не было в нем вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презрен: и мы ни во что не ставили Его» ( Ис.53:2,3). Интересно, что богословы, считающие главу 53 книги Исаии, как одно из основных пророчеств о Мессии, скромно умалчивают эту характеристику. И только один из отцов христианской церкви Тертуллиан буквально настаивает на ней, обходя молчанием источник своего знания (!?) 4. Наставник предается Нечестивым Жрецом ( в евангелиях - Иуда), который «отверг учение среди всего их общества» (Толкование на Аввакума V,11) и искавший средство «умертвить его» (4QрР колонка IV строка 8). 5. Поведение учеников Иисуса также отражено в рукописях Кумрана: «…которые молчали при обличении Праведного Наставника и не помогали ему против Человека Лжи» (Толкование на Аввакума V строка 10). «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу» вторит книга Исаия 57:1. 6. И, наконец, что касается имени Праведного Наставника (или Учителя Справедливости). В евангелиях есть множество мест буквально характеризующие Иисуса этим именем. Исследовав всю Библию, вы можете легко убедиться, что только в одном месте и в одном коротком отрывке вы найдете имена Праведника ( Ис.53:11 и Ис.57:1) и Наставника ( Ис54:4) в книге Исаии буквально характеризующее Праведного Наставника. Евангельский Иисус был действительно исторической деятельностью, одним из тех, кого мы встречаем в новозаветных текстах, прикрывающих свою деятельность мессианскими притязаниями. Его проповеди, очевидно, имели успех и первые евангелия, (логосы) представляли собой сборники его проповедей. И лишь в последствии с помощью образа Праведного Наставника Иисус обрел свое лицо. Праведный Наставник в этом не нуждался. Его образ документален и сохранился благодаря личности, который занимался в кумранской общине перепиской и сочинением библейских текстов и являлся автором кумранских рукописей. Этот человек является не менее выдающейся личностью, чем сам Праведный Наставник. А евангельского Иисуса еще ждет свой Кумран.
|