Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 157
Главная » Статьи » Интервью.

Садыков Шамил (уроженец деревни Молвино, Татарстан) : "Меня не удовлетворяет только одно - всепрощение..."(интервью).

 

     Садыков Шамил (уроженец деревни Молвино, Татарстан): «Меня не удовлетворяет только одно – всепрощение…» 
 
 
 
 
  На снимках: Шакир а-Мил (слева) и Шамил (справа).

 

 

Шакир  Ты видел наши фотографии? Время неплохо поработала над нами.

Шамил (смеется) М-да! Ну, время допустим здесь ни при чем. Видел я эти фотографии и теперь понимаю, почему в брачных объявлениях женщины пишут: «Лиц злоупотребляющих курением и алкоголем просим не беспокоиться».

Шакир  Глупая шутка, между прочим. Ладно, оставим это. Как ты вообще относишься к такому жанру как интервью?

Шамил  Неплохо отношусь. Но если подойти к этому вопросу серьезно, то можно отметить, что на некоторые вопросы уже давно даны ответы  и нам просто нечего к этому добавить. Например, Марчелло Мастрояни на вопрос, не кажется ли ему, что у него были лучшие в мире женщины, с большим тактом и уважением к чувствам других мужчин ответил, что, наверное, это так, но как ему кажется, у его соседа мясника женщины были не хуже.

   В этом ответе великолепный урок великого актера современным кинозвездам, открыто бравирующим своей  не всегда идеальной личной жизнью.

Шакир.  Так я и думал. Ты, конечно же, хочешь, чтобы я спросил тебя что-нибудь о женщинах!

Шамил. Отнюдь. Есть и другие вопросы незамысловатые на слух, но заставляющие задуматься, как на них ответить. Казалось, что может быть проще, как отвечать на вопросы из серии: «Ваш любимый…»(музыкант, книга, актер, поэт и т.д.). Но если ты, например, меня спросишь, какое мое любимое стихотворение, я с некоторым душевным напряжением отвечу, что это стихотворение еврейского поэта Арона Вергелиса «Мой брат на двух протезах вместо ног». Почему с «напряжением»? Да потому что называть это стихотворение любимым как-то звучит кощунственно. Оно вызвало у меня огромное потрясение при первом чтение и это потрясение, я испытываю каждый раз, когда перечитываю его снова.

Шакир.  Хорошо, я понял, постараемся отойти от стереотипов. Для начала объясни, пожалуйста, зачем тебе понадобилось двойственность? То есть, почему нас двое?

Шамил.  Прежде всего, потому что я не профессиональный литератор. Не скрою, что я никогда и не вышел бы из тени, если бы к этому не подтолкнул мой друг Валентин Гнатюк (В.Гнатюк, член Союза писателей Украины - примечание Ш. а - Мил). Ну а сейчас я просто спешу, порой «не дорабатываю», капризничаю, но и, конечно же, тщеславия сколько угодно!

Шакир.  Ого! Я вижу, нам критиков не надо. И «специализируешься» ты на выгодной военно-патриотической тематике!?

Шамил.  Здесь две неправды. Первая - сегодня выгодно писать детективы и любовные романы и вообще что «потолще»! Вторая – я не пишу на военно-патриотические темы. Мои рассказы антимилитаристские, в них ненависть в войне сочится в каждой строке и букве. Я против «ястребов» в политике и литературе.

Шакир. А еще о религии. Я знаю, ты гордишься «Неизвестным чудом Христа», ну а за скандальное  « Евангелие от Варсавы» тебя наверняка бы отлучили от церкви.

Шамил. Ты забыл, «Тесные врата», тоже неплохой рассказ, между прочим. Да, я атеист, но какой-то не воинствующий. Очень жалею, что нет Бога, ведь тогда можно было бы действительно выбирать, жить ли по совести или перепоручить это ему. А так, я с сожалением вижу, как многие сегодня перепоручили свою совесть Богу, которого нет. Я не против религии, если уж она кому - то нужна, то, что же поделать? Да и в религиозной идеологии меня не удовлетворяет только одно – всепрощение. А я считаю, что Бог не может простить то, что не прощает человек. В атеизме этого нет. Там ты не можешь простить себе и живешь по совести. И напрасно многие думают, что если многие неверующие совершают проступки, то это, потому, что  они атеисты. Увы, нет, это просто действительно безбожники…

   Людям надо помнить,  прежде всего, они люди, живущие на одной планете Земля. Это уже потом они: черные и белые, мужчины и женщины, старики и дети, христиане и мусульмане и т.д.

   Кстати, «Евангелие от Варсавы», это не рассказ о религии, это рассказ о предательстве, просто использован знакомый всем сюжет.

Шакир.  А что, у тебя есть поступки, которые ты себе не простил?

Шамил.  Конечно. Понятно, что все познается в сравнении. Для кого – то и убить не  грех, но это не должно служить оправданием ни для кого. Да были проступки, которые себе никогда не прощу, поступки, за которые стыдно. Есть просто вещи, о которых жалею. Например, однажды взял и сжег два своих дневника. Прекрасные были дневники.

Шакир.  Ну, ты прямо, как Гоголь!

Шамил. Зря смеешься. Кое-кому, в том числе и тебе, было бы полезно их почитать.

Шакир. Ну а провалившаяся затея с воспоминаниями о Советском Союзе?

Шамил. Да, есть такое дело. Думаю, что я не нашел нужного языка, стиля, слишком заумно. Может, еще переделаю. Но все это искренне. Мы все родились в СССР. Наша молодежь уже сейчас мало знает об этой великой стране. Тем более о вещах мелких, бытовых. И, прежде всего - о нравственном состоянии общества в СССР. Это сейчас, нас рассорили, разъединили господа политики, а раньше мы действительно жили единой семьей и рабочий класс, а не «гайдаро –собчакская» мразь были  героями нашего времени. Конечно, можно много говорить о том, каким дерьмом оказались Горбачев и Ельцин, но и нам, мужикам, нет прощения за развал СССР. Мы им поверили… мы… Вот когда нужно было быть умными, а не сейчас. Стыдно!

Шакир. Что, так все идеально было в Союзе?

Шамил. Идеального ничего не бывает. Но не разваливать же из этого страну!

Все было поправимо, все! А так, нас всех отбросили на десятки лет назад. А какой урон нанесли братству народов. Над нами, наверное, весь мир смеется! У американцев, если ты родился в их самолете, то ты автоматически становишься гражданином США, а я родился в России и сейчас для нее как изгой! Что уж там говорить о тех, кто там не родился, они-то что? Негры что ли?

   Ну, что было не идеальным? Я тут как-то для себя открытие сделал. Понял, что это было большой ошибкой создавать «интеллигенцию» в СССР как класс. А потом понял, чепуха все это! У нас и сейчас интеллигентом считают человека, который не матерится, и примеряют это слово к человеку как костюм к торжественному выходу. Даже выдумали некую разрядность – «золотая» или «высшая» представительность в интеллигенции. Эти сукины дети никогда не поймут, что интеллигентом может быть и простой крестьянин, а не тупой обалдуй с дипломом в кармане или современный олигарх с перстнем в ноздре! А огромная часть современной творческой братьи и вовсе переступила черту, самой что ни есть человеческого достоинства. Их настолько много, что достойных представителей искусства и не знаешь, как отделить от этой бутафории.

Шакир.  Так, успокоились. Вернемся к твоим работам. Что ты считаешь для себя удачным, а что не получается.

Шамил.  Прежде всего, у меня все неплохо с сюжетами. За редким исключением, все они основаны на реальных событиях. К интересным находкам могу отнести, что некоторые мои герои переходят из рассказа в рассказ, иногда просто упоминаются, иногда являются вполне действующими героями. И все это незаметно. Например, немецкий холуй Харч, вскользь упоминается в рассказе «Последний свидетель», а в рассказе «Последнее крещение отца Никодима» является одним из основных героев.

   Или, дед Григорий, герой трех рассказов («Смерть почтарки», «Солдат с эшелона на войну» и «Чусовой»). В последнем рассказе, я даже хотел описать его смерть, но до того свыкся с этим образом, что оставил его в живых.

   Есть у меня такое словосочетание: «Колокольный звон» (Колокольный, с заглавной буквы), который символизирует степень человеческого горя, упоминается дважды, в стихотворении «На смерть Высоцкого» и в рассказе «Смерть почтарки».

   Вот вроде и все, чем можно «похвастаться». К слабым местам можно отнести, неумение писать крупные вещи, а в мелких (рассказах), «мельчаю», то есть грешу слабым раскрытием сюжета или образа. И, конечно же, полной поэтической «технической» безграмотностью в стихах!

Шакир.  И, в заключении. Есть ли будущее, у таких вот интервью, как вот это?

Шамил.  Разумеется!  Как сказал один известный киногерой: «Люди перестали лазить на балкон к любимым женщинам». Подобно ему, можно сказать: люди разучились общаться друг с другом. Разговаривать, писать письма, любовные записки! Недавно, я сжег остаток своей переписки, это около двух тысяч писем, в которых не просто «здравствуйте» и «до свидания», а очень даже содержательные, не зря же я их хранил (а сколько не сохранил!).

Шакир. Ну, ты даешь! Опять сжег! У тебя не пиролатрия ( греч. -огнепоклонничество) случайно?

Шамил.  Не перебивай! Так вот, сейчас люди общаются с помощью мобильной связи и по Интернету. А как общаются? Я вот тоже общаюсь. Получаю в Интернете письма, сообщения и кое-какие вещи по подписке. Но до сих мой  «mail», не побил рекорда тридцатилетней давности, когда я получил 27(двадцать семь) писем в один день. Так с кем общаться? Как узнать о человеке, о самом себе, помочь другим понять тебя…

   Так что, кто его знает, может нам еще придется пообщаться.

Шакир.  Посмотрим, посмотрим. А что же мы предложим посетителям сайта в разделе «Публикации»? 

Шамил.  А я предлагаю опубликовать там упомянутое стихотворение Арона Вергелиса, если можно, конечно.

 

 

  В разделе «Публикации сайта» вы можете прочитать стихотворение А. Вергелиса «Мой брат на двух протезах вместо ног».

 

Категория: Интервью. | Добавил: millit (22.05.2009)
Просмотров: 1408 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: