Когда развалился Советский Союз, многие аналитики высказывали свои мнения о том, как будут жить народ бывшего СССР после неожиданной обретенной независимости.
Были и такие злорадствующие мнения, что якобы русские пропьют Россию, украинцы наконец-то вдоволь наедятся сала, белорусы картошки, а полуголодные казахи будут ходить по степи и всем говорить какой они великий народ.
Время показала реалии развития бывших республик СССР.
Что касается Республики Казахстан, то консолидация народов Республики, которая позволила сделать заметные успехи в экономике страны во многом, объясняется желанием учиться на уроках прошлого, на наследии всего того, что служит прогрессу и мирному сосуществованию.
Предлагаемые публикации, от великого мыслителя казахского народа Абая, до первого Президента Республики Н. Назарбаева убедительно показывают, что казахский народ, не только знает о своем «величие», но и весьма самокритичен, что касается воспитания своих сограждан. А это конечно приносит свои плоды.
Шакир а-Мил.
Абай.
Книга слов.
(отрывки)
Слово тринадцатое.
Иман – есть незыблемая вера в единого и всемогущего создателя, о бытии и существовании которого дано нам знать из посланий его пророка, да благословит Аллах его имя.
Существует двоякий путь верования.
Одни веруют, убедившись в ее необходимости и справедливости, укрепляют ее в себе разумными доводами. Эту веру мы называем «якини иман» (истинная вера-араб.).
Другие веруют, черпая познания из книг и со слов муллы. Этим людям требуется особая приверженность к предмету своей веры, твердость духа, дабы выстоять перед соблазнами тысячи искусителей и не дрогнуть даже перед лицом смерти. Это есть «такланди иман» (традиционная вера-араб.).
Чтобы сохранить в себе иман, необходимо иметь отважное сердце, твердую волю, уверенность в своих силах.
……………………………………………………………………………………………….
Слово четырнадцатое.
Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями.
…………………………………………………………………………………………………..
Слово шестнадцатое.
Казах не беспокоится о том, угодны ли Богу его моления, он делает только то, что делают другие – встает и падает молясь…. «Главное не попрекнули бы, что не молюсь, а что язык коряв – не беда». Разве у него язык устроен не так , как у других?
………………………………………………………………………………………………….
Слово тридцать третье.
Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет. Тот, кто продает плоды своего ремесла без обмана, в народе считается святым.
……………………………………………………………………………………………………
Слово тридцать четвертое.
Насколько казах мусульманин судите теперь сами. Если бы встретились ему две вещи, одна из которых предназначена для потусторонней жизни, вторая для земной, и предстояло бы ему выбрать что-то одно, казах не упустил бы случая выбрать вторую, полагая, что приобретет первую в другой раз, а если не будет случая, Аллах великодушно простит его за выбор.
…………………………………………………………………………………………………
Слово тридцать седьмое.
8. Кто отравил Сократа, кто спалил Жанну д Арк, кто казнил Гайсу, кто закопал нашего пророка в останках верблюда? – Толпа. Толпа безрассудна. Сумей направить ее на путь истины.
……………………………………………………………………………………………………..
23. Пока ты добиваешься счастья, добра тебе желают все, но как только ты достигнешь цели, твой доброжелатель – лишь ты сам.
………………………………………………………………………………………………
Слово тридцать восьмое.
Нам нравится видеть благодеяния других. Но себя мы не обременяем лишней заботой о ближних. Разве это не грешно?
……………………………………………………………………………………………
Справедливость – мать всех благодеяний. Понятия совесть и честь непременно исходят от справедливости.
…………………………………………………………………………………………….
Слово сорок четвертое.
Ничтожнейший из людей тот, кто не имеет стремления.
……………………………………………………………………………………………….
Слово сорок пятое.
Начало человечности – любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все. Это венец творения Всевышнего. Даже в том, как овладевает жеребец кобылицей, проявляется любовь.
Обращение одного из духовных лидеров к народу (в отрывках)
Послание к казахам.
Вы, люди, не любите, когда вам говорят правду, но я говорю вам правду, потому что и жалею вас и люблю вас. Потому что для вас, правда – это жизнь, а неправда – ваша гибель. Пусть вас хвалят ваши враги, а я ваш друг!
Вы говорите, мы стали суверенные, мы стали независимые. И не понимаете того, что вы, казахи, по-прежнему несвободные и зависимые. Вы несвободны прежде всего от своих грехов и пороков, которые мешают вам жить и развиваться, мешают обрести истинную свободу и человеческое достоинство. Вы по-прежнему завидуете друг другу, ваши сердца переполнены гордостью и надменностью невежеством и предрассудками, равнодушием и корыстью. Вы ленивы и любите обсуждать и осуждать других. Вы любите пьяное застолье, а ваше стремление к праздности и сытости убивает в вас разум и высокие чувства. Вот эти грехи управляют вами и вашей жизнью, и именно они ваши подлинные хозяева, а вы их жалкие рабы!
Вы говорите: мы идем к свободе и демократии. И не понимаете, что на самом двигаетесь в другом направлении. Вы никак не хотите понять, что свободное государство начинается не с флага и гимна, а со свободы Человека. А свобода Человека начинается тогда, когда Человек действительно владеет землей, техникой, зданиями, образованием, культурой. Когда Человек свободен и морально и экономически, когда у него есть жизненный выбор. Но вы, к сожалению, не владеете ни тем, ни другим, вы бесправны и беззащитны.
Вы, казахи, по-прежнему со своей рабской психологией надеетесь на «хозяина» и на тех, кто сидит «наверху». Но ваша судьба их не интересует, и они не слышат вашего голоса. Потому что там, «наверху», заняты дележом добычи. А вы питаетесь лишь жалкими крохами, которые подают вам с их стола.
.............................................................................................................
Вы, властолюбцы и карьеристы, пытаетесь выглядеть честными и справедливыми, а на самом деле являетесь рабами личной корысти и бесчестья. Вы тайком от людей торопитесь делать свои темные и корыстные дела, пользуясь доверчивым и терпеливым характером народа. Но запомните слова Всевышнего: «Кому много доверено, с того много и спросится!». Придет время, и Аллах скажет с упреком: «Вам была дана возможность построить свободное государство, а вы всего лишь построили свои личные дома, вы могли изменить мир, а лишь изменили обстановку в своих квартирах, вы могли осчастливить свои народ, осчастливили лишь самих себя....».
...............................................................................................................
Вы говорите: мы есть народ казахский. Но не понимаете, что до сих пор вы всего лишь смешение разных родов и жузов и не поднялись пока до уровня самосознания народа. Из-за своего невежества не знаете, что пророк про вас сказал: «Не устоит человек, разделившийся сам по себе, не устоит город, разделившийся сам в себе, и не устоит народ, разделившийся сам в себе!». А вы продолжаете делиться и обособляться. Горе вам и вашим потомкам, если не одумаетесь!
А вы, называющие себя умом и душой народа? Говоря, что история народа священна, лицемерно восседаете, пьете и едите на праздниках и юбилеях давно ушедших соотечественников (мир им!). И не осознаете, что отправь вас к ним в то далекое время, вы оказались бы их первыми врагами. Ибо вы и сегодня не любите света, боитесь нового, не верите в возмездие. Пройдет время, и уже ваши внуки будут гулять на юбилеях тех, кого вы сегодня травите и кого вы сегодня ненавидите. Горе вам лицемеры и лжецы!
Притворно преклоняясь, вы лицемеры, разбиваете свои лбы о камни мавзолея Яссауи и памятник Абаю. И вам невдомек, что если бы ОНИ были среди вас, ОНИ сказали бы вам: казахи, не лицемерьте, не стройте нам мавзолеи, не ставьте нам памятники, не называйте нашими именами улицы. Не для того мы жили. А лучше учитесь жить по нашим нравственным законам: не грешите, не лицемерьте, не гордитесь, не завидуйте, уважайте друг друга, помогайте слабым и обделенным. Любите друг друга, совершенствуйте свои сердца и души!
Но вы не вняли голосу мудрых.
Вы по-прежнему не приняли их нравственность и мораль. Вы по-прежнему не стесняетесь своей бездарности, безнравственности и бесчестия. Толкаетесь в очередях за различными званиями, премиями, должностями и привилегиями. Вы по-прежнему привычно сидите на шее своего бедного народа, ничего не давая ему, а только обирая его.
.......................................................................................................................
Вы говорите: мы мусульмане.
И не ведаете как трудно малому ребенку перейти через бурную реку, так же трудно вам перешагнуть через ваше религиозное невежество, через грехи и пороки, чтобы прийти к истинной вере и к Аллаху!
Вы не приняли ислам ни умом, ни сердцем. Вы утором слушаете намаз, а вечером пьете водку. Вы из хаджа сделали туристическую поездку, а их благотворительного зякята – саморекламу. А о самом главном долге мусульман – об Имане, который и есть основа ислама, вы и понятия не имеете.
Вы говорите: мы мусульмане.
Мусульманами не рождаются, и не каждый из вас, часто произносящий имя Аллаха, носящий исламскую одежду и совершающий намаз или хадж, есть истинно верующий. Истинно верующий тот, кто живет по законам нравственности и Аллаха, кто любит людей, кто милосерден с ним, у кого чистое и доброе сердце! Только такой человек исполняет волю Аллаха! Потому что цель Всевышнего – исправить человека, очистить его и возвысить. Из убийцы сделать праведника, из вора – милосердного, из лжеца – правдолюбца, из злого – доброго, из несчастного – счастливого!
................................................................................................................
Казахи, вы говорите, что стремитесь к хорошей жизни, что стараетесь улучшить мир вокруг себя. Но не хотите понять: для этого в первую очередь необходимо совершенствовать свое сознание, свою нравственность, совесть, душу и сердце. Ибо, не изменив себя, вы не измените мир и не улучшите жизнь!
И сегодня Аллах, милостивый и милосердный, предоставляет вам такую возможность. Покайтесь в своих грехах перед Всевышним очистите вои сердца от грязи этого мира, возьмите в руки Коран и Новое Послание Аллаха миру. Это и есть путь к счастью, а тысячи других дорог ведут в погибель.
Имеющий разум – поймет, а не имеющий – обидится! Ауминь!
Опубликовано в газете «Берлесу»
Слово об Абае.
Из доклада Президента Республики
Казахстан Н. Назарбаева. (1995 г.)
Нам, откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний. Все мы находим у Абая.
Мы находим ответы и на жгучие проблемы проводимой нами ныне внешней и внутренней политики.
…………………………………………………………………………..
Многие наши сограждане, по давней привычке уповающие на сородичей, на правительство, надеющиеся не столько на себя, сколько на «доброго дядю» и «родную власть», никак не могут перестроиться на новый лад, приспособиться к веянию нового времени.
…………………………………………………………………………………..
Еще не изжита старая болезнь ждать указания сверху, ходить по кругу с протянутой рукой, жить по команде, из-за чего сплошь и рядом предприимчивость подменяется ловкачеством, дело - словоблудием, предложение - просьбой, доказательство - уловкой, добрый совет - мелкой обидой.
Глубоко огорчает то обстоятельство, что возможности, предоставленные историей, богатство, данное природой, по-прежнему не используются в надлежащей мере. И тут не на кого пенять. Не у кого искать виноватых. Суверенитет наш был признан своевременно.
……………………………………………………………………………………..
Не хватает только, говоря словами Абая, старания, усердия, прилежания. Старание в познании, усердие в труде, прилежание в учебе, порой кажется, ослабевает.
……………………………………………………………………………………..
Много горьких, отравленных ядом слов, сказано реалистом Абаем с неизбывной тоской и болью в сердце о локальных и глобальных, национальных и общечеловеческих пороках и язвах, разъедавших душу народа, разрушавших нравственные устои общества.
………………………………………………………………………………………
И видя все эти изъяны и пороки вокруг нас, в нынешнем обществе, испытываешь досаду и обиду. На кого? Только на самих себя!
……………………………………………………………………………….
Скажите: где эти достоинства? А ведь эти качества ныне, когда решается судьба страны, нам нужны более чем когда–либо.
………………………………………………………………………………………
Идеалы, к которым стремился Абай, не ограничиваются лишь национальными рамками, они обрели общечеловеческое звучание. Теперь только настала возможность для реального воплощения их на казахской земле.
Источник: http://Послания к казахам. |