И все - таки о политике…
(вопросы, которые не хотелось бы задавать женщине)
Шакир а-Мил: Лично я задаю этот вопрос от имени тех людей, которые с самого начала были убеждены, что цена вопроса событий в Чечне – экономическая. Любая форма свободы и несвободы в результате свершившихся событий не принесли бы чеченскому народу ничего. Разве что фамилии у новых властителей были бы разные, но только не Джохар Дудаев. Уверен, Президент Дудаев понял это очень скоро и от понимания нереальности своего временного экономического коммунизма для чеченского народа шел к своей неминуемой гибели. Потому что этот коммунизм был не нужен: ни тем, кто был с ним, ни тем, кто был против него…
Алла Дудаева:Вы ошибаетесь, в ЧРИ не было "временного экономического коммунизма", но, было стремление создать полную социальную обеспеченность людям и гарантировать им спокойную обеспеченную старость и заботу государства о подрастающем поколении, как в странах, которые не будучи коммунистическими, являются процветающими.
При распаде СССР, в полном соответствии с международными законами, чеченский народ, как и другие республики, заявил о своей независимости и стал хозяином своей земли.
Находясь в составе "коммунистического" СССР, Чечено-Ингушская республика получала только 5 процентов от добычи высококачественной нефти, все остальные 95 процентов забирала Москва.
Теперь, всю прибыль от реализации нефти, должен был получать чеченский народ, в США было закуплено нефтедобывающее оборудование и в недалеком будущем, каждый ребенок при рождении имел бы уже свой счет в банке. Республика должна была превратиться во второй Кувейт!
Население не платило коммунальные расходы: за свет, воду и газ.
При цене хлеба в России в десятки рублей, на него два года удерживалась чисто символическая цена, в один рубль, пока хлебом не стали спекулировать, вывозя в Россию
Даже в программе "поле Чудес" был вопрос зрителям, который выиграл маленький мальчик из зала. Зрителям задали вопрос - что и где можно купить за рубль.. Зал безмолвствовал и тогда мальчик, подняв руку сказал - "в Чечне булку хлеба..."
Вместе с лучшими экономистами республики, Джохар разработал новую систему оплаты труда, начиная "с выработки кубометра песка" - все зарплаты бывшего СССР были несправедливо занижены.
В Лондоне печатались первые чеченские деньги " нахары" и марки с конвертами. Но, Джохар, отказался, чтобы его портрет был на них - шутил, что не хотел бы, чтобы на его изображение "поплевывали", приклеивая марку.
В республике были отменены таможенные пошлины на ввоз товаров из-за рубежа, начала процветать торговля и подъем в экономике отмечали все, кто в нее приезжал.
По заключению российских экономистов, к 1994 году (к началу первой русско-чеченской войны) граждане нашей страны, по уровню жизни, были на первом месте, на всём постсоветском пространстве, включая страны Прибалтики.
Перед войной, для возбуждения ненависти, в России были напечатаны и распространены листовки,. " Насколько лучше живут народы других национальностей, чем русский?..." - получалось так, что чеченский народ жил лучшего русского в тысячу раз..
Шакир а-Мил: Дудаев совмещал в себе две власти: одновременно Президента и Премьер-министра. Это было, конечно, большой ошибкой. Но, даже владея такой властью, он не смог создать такой кабинет министров, который бы ни обворовывал свой народ. Так было и есть с Чечней в любом исходе событий. Вам трудно с этим согласиться?
Алла Дудаева: Джохар, совмещал два поста - президента и премьер - министра, Это была и есть "дань" законам нашей страны и времени становления государственности ЧРИ. Полным ходом шла тайная, необъявленная Москвой война, покушения на президента следовали одно за другим, а во время войны должен быть только один главнокомандующий...
Но, Джохар никогда не держался за власть и в ответ на подобные вопросы со стороны российских журналистов, отвечал, " Пусть российское правительство признает суверенитет ЧРИ - я буду считать свою задачу выполненной и с радостью оставлю свой пост..."
Ему было очень трудно с кадрами, пришлось три раза менять кабинет коррумпированных министров - бывших партократов, к сожалению, других руководителей в республике не было. Но, он надеялся и очень ждал, когда приедут молодые и талантливые специалисты, которые были отправлены на учебу за границу. Чем не люстрация в мягком виде?
Шакир а-Мил: Кто бы Вам ни задал этот вопрос, друг или враг, не важно, но это юридический факт. Джохар Дудаев не погиб: он не пал в бою и его не убила случайная пуля или осколок. Его убили. Убили подло и трусливо те, которые как Вы рассказывали в эпизоде с Шамилем и Байсангура, умеют убивать в спину. Потому что не умеют стрелять в лицо. Им не нужен был пленный Дудаев, посрамивший самую великую армию на земле, которую горстка подонков превратили в сброд, способный на братоубийственную войну.
Однажды народного поэта Гамзата Цадаса, отца известного поэта Расула Гамзатова, спросили, почему он пишет о Шамиле то,
как о великом защитнике народа, то как о предателе и английском шпионе. Почтенный старец ответил: « Я не виноват, что эти политики никак не разберутся, кем был для народа Шамиль”. Кем Дудаев останется для чеченского народа? Верите ли вы, что когда-нибудь в истории России, он будет отмечен, как человек, искренне защищавший интересы своего народа?
Алла Дудаева: Джохар Дудаев погиб в бою, как Президент при исполнении служебных обязанностей! Именно пал в бою с кровожадной империей зла! А, его убийцы оказались (ожидаемо) подлыми и коварными... Он погиб во время переговоров о мире, которых долго ждал и, хотя знал, что его могут убить, не мог упустить единственный шанс, остановить войну.
Джохара называют - символом Свободы не только чеченцы, кавказцы, но и другие народы и этого уже не изменить. Чеченский народ осознал, кем является для него Джохар еще во время первой русско-чеченской войны, а российскому народу он показал, как нужно любить Свободу... и без сомнения, и страха отдавать за нее жизнь. Многие его слова стали афоризмами и сбылись.
" Раб, не стремящийся выйти из рабства, заслуживает двойного рабства"
Разве, не являются сейчас граждане России - рабами российского правительств, олигархов, госдумы и всех их прихлебателей, которые "сдирают с них по три шкуры", а сопротивляются им только чеченцы уже семнадцатый год... Но, ничто в нашем мире не бывает случайным, Всевышний не зря выбрал именно эту нацию "чтобы добавить мужества, которого у вас так мало..." - и это слова Джохара...
Шакир а-Мил: Вот уж вопрос, на который даже трудно представить, как можно ответить.
Все мы знаем, что такое терроризм. Все его осуждаем. И кем бы не были террористы, которые борются таким образом за свободу и права своих народов: курды, ирландцы, палестинцы, итальянцы, баски – результат как правило один: гибнет ни в чем не повинное мирное население.
Допустим, я буду холодным прагматиком, который согласится с тем, что терроризм осуждают лишь те, чей народ ведет достойную и свободную жизнь. Но когда здоровые и взрослые мужчины спокойно провожают в последний путь женщину с поясом шахидки, для того чтобы прервать жизнь обыкновенных людей, простите, я этого не понимаю. Невольно перестанешь верить в бога этих людей, который таким вот путем ведет своих последователей в ворота рая…
Алла Дудаева: Да, " терроризм" - бич 20 и 21 века. Любой журналист обязательно спросит про отношение к "терроризму" и услышит одинаковый ответ. Ведь, любой здравомыслящий человек обязательно пожалеет невинные жертвы и осудит "террористов"!
Но, как можно тех, кто защищает свою Свободу, жизнь и честь, приравнивать в моральном и правовом плане, хоть гипотетически, к стороне напавшей и обладающей ядерным оружием? Применившей, все виды оружия против мирного, в первую очередь, населения Ичкерии.
Что касается "здоровых и взрослых мужчин, спокойно провожающих в последний путь женщину с поясом шахидки" - их нужно искать в российском ФСБ. У нас таких нет!
И, почему никто не задает вопрос, до какого отчаяния надо довести человека, чтобы он, взорвался, разлетевшись на мелкие куски и стал таким страшным орудием возмездия?!
Терроризм - это следствие, в чем причина этого явления? И, что значит, действительное историческое определение слова -"террор" ?
"В 1970-1980 -х сложилось терминологическое различие террора и терроризма. Сегодня "террор", трактуется, как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом, либо к диссидентам и оппозиции. "Терроризм" - практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями."
"Красным террором", начиная с 1917 года, занимались большевики, оправдывая свои репрессии белым террором и уничтожая
не действующее сопротивление, а целые слои общества, которые были провозглашены вне закона : дворян, помещиков, офицеров, священников, кулаков, ученых, промышленников и т. п.
Было и постановление СНК РСФСР от 5 сентября 1918 " О красном терроре".
Книга крупнейшего историка революции и Гражданской войны С.П. Мельгунова, "Красный террор в России 1918 - 1923 годах. " является документальным свидетельством злодеяний большевиков. Фотодокументы и материалы Википедии из разных источников не поддаются человеческому осознанию.
Во время первой русско-чеченской войны был израсходован весь оружейный арсенал, накопленный за 73 года советской власти. В ЧРИ погибло 300 000 человек, 43 тысячи детей. Уничтожение целого народа шло уже по этническому признаку, чем не продолжение "красного террора" ?
А, у "террористов" - нет другого оружия, кроме, как самому стать живой бомбой!И о каждом таком случае, кричит весь мир!Но, когда десятки и сотни авиационных бомб, убивают тысячи людей, мир заявляет только о "неадекватном применении силы"!
И разве не преднамеренно, СМИ обвиняют во всех бедах отдельных " фанатиков - террористов", "забывая", что страшнее терроризма в нашем мире - нескончаемые войны, народоубийства малых народов, массовые расстрелы, изнасилования и пытки в фильтрационных лагерях смерти! И все эти злодеяния - исполнение приказов российского правительства!
Государственный международный терроризм Кремля не прекращает свое кровавое шествие по всей планете со времен "красного террора" - с убийства ледорубом в Мексике Льва Троцкого и последние годы : в Катаре - экс-президента Зелимхана Яндарбиева, в Англии - Александра Литвиненко, Бориса Березовского, в Австрии - Умара Исраилова, в Смоленске - взрыв самолета с польским правительством Льва Качинского. А в самой России килеры убивают самых смелых журналистов и правозащитников за правду - о взрывах домов в Москве и Волгодонске, о терактах в Норд-Осте и Беслане, о геноциде чеченского народа и об истинной причине русско-чеченских войн.
Шакир а-Мил: Не кажется ли Вам, что люди, с которыми Вы общаетесь, для которых пишете свои статьи и даете интервью, всегда воспринимают Вас как жену первого Президента Ичкерии Дудаева, а не как жертву среди тысяч подобных Вам вдов и матерей как с одной, так и с другой стороны российско-чеченского конфликта? И это как-то неправильно, когда ответа ищут у женщины, о проблемах, которые создавали и создают, увы, мужчины?
Алла Дудаева: Прежде всего, нет - "российско-чеченского конфликта. Есть русско-чеченская война. Полномасштабная война, по всей территории нашей страны, с применением всех родов войск и вооружений, кроме ядерного, с оккупацией равнинных территорий, и насаждением марионеточного режима, никак не может называться "конфликтом"...
Но, отвечу на ваш вопрос. Я никогда не чувствовала себя "жертвой", когда сравнивала себя с другими, то видела море бессильных слез и горя... Невозможно выразить словами то, что перенес чеченский народ, сердце может не выдержать и разочароваться в человечестве. Наши народы стравили, как гладиаторов на арене, а российские и чеченские, вдовы и сироты до сих пор оплакивают погибших и ищут тех, кто пропал без вести. Я могу воевать "пером", когда мужчин не хватает, на поле боя выходят женщины. Наверно поэтому меня и не воспринимают, как жертву...
Шакир а-Мил: О Вашей книге «Миллион Первый»
И здесь нам не уйти от «женской» темы.
Мне кажется, что лучшие вещи на кавказские темы, за исключением, пожалуй, Льва Николаевича Толстого, писали женщины.
Вспомним, к примеру, Анну Арнольдовну Антоновскую с ее романом - эпопей «Великий Моурави» о Георгии Саакадзе, или Мариам Ибрагимовой « Имам Шамиль». Последняя, как Вам известно, совершила настоящий поступок, когда в одиночку пошла против системы, отстаивая доброе имя имама Шамиля.
Я уже имел как-то честь немного комментировать Вашу книгу. Впрочем, просил бы считать эти комментарии лишь мнениями, поскольку все они имеют вполне исторические объяснения, которые можно толковать в ту или в иную сторону.
Большим достоинством книги, я считаю, Ваши личные воспоминания, которые, конечно, не могли быть отражены в официальных сводках с места событий. И описание, что Ваша личная трагедия была равной трагедии всего чеченского народа очень достоверна.
И все - таки остается впечатление, что не все, о чем бы Вы хотели сказать в этой книге, сказали. Продолжаете ли Вы работать над этой книгой, чтобы внести какие-то изменения в будущие издания, или думаете написать другую книгу, в которой эти события могут быть отражены уже в свете настоящего времени?
Алла Дудаева: Моя книга была опубликована в 2002 году, в самый разгар второй русско-чеченской войны и естественно, я не могла написать все. Я не могла опубликовать даже фотографии тех, кто еще оставался в живых, чтобы не преследовали. Я хотела, чтобы на примере всей жизни Джохара, российский народ лучше понял чеченцев и полюбил их так, как люблю я...и перестал убивать. И, как все, мечтала остановить русско-чеченскую войну. С тех пор прошло больше десяти лет, многие россияне прозрели и увидели события не только тех лет, но и последующие, совсем в другом свете. История всегда преподносит нам хорошие уроки, только не так быстро, как нам хотелось бы. Многие просят продолжения или более подробно написать о Джохаре и о других наших героях, возможно так и сделаю... только война все не кончается.
Шакир а-Мил: В своей книге Вы пишете: «Казахи боялись приезжих. Местное население предупредили: никаких контактов с приезжими, у которых общего с людьми — только внешний облик. Так было до тех пор, пока дети любопытные, как все дети на свете, не поведали ошарашенным родителям: «Эти звери делают то же самое, что и вы!».
Казахи, как и весь советский народ, пережили голод и репрессии 30-х годов, а до высылки в Казахстан чеченцев, ингушей, кабардинцев и балкарцев, имели опыт общения с высланными раньше немцами Поволжья и другими народами. Не случайно, Казахстан до сих пор считается одной из самых многонациональных бывших республик Союза, хотя конечно эта многонациональность во многом объясняется сетью лагерей, куда сгонялись тысячи репрессированных политических заключенных со всей страны. И поэтому как-то неверно считать, что казахский народ мог к 1944 году быть напуган из-за еще одних сосланных бедолаг, пусть и неизвестных им народов Кавказа. Наоборот, многие чеченцы и ингуши отмечают, что они выжили как народ только благодаря помощи казахского народа и считают, что они навеки обязаны им за это.
Во времена известных нам событий современный Казахстан выдерживал политику невмешательства и нейтралитета, что вполне объясняется тем, что у независимой Республики было достаточно своих проблем. Но с полной уверенностью могу сказать: как бы казахстанцы не относились к этим событиям, многие гордились тем, что именно земля Казахстана дала и сохранила жизнь первым президентам Ичкерии и Ингушетии – Джохару Дудаеву и Руслану Аушеву. И мы надеемся, Алла Федоровна, что эти факты навсегда свяжут великой дружбой все эти народы.
Алла Дудаева: В самом начале высылки так и было, ведь " Местное население предупредили: никаких контактов с приезжими, у которых общего с людьми — только внешний облик". Но," Чеченцы, встав на снег , молились Аллаху..." и казахи поняли, что к ним привезли верующих людей и перестали их бояться. И, многие даже подружились с переселенцами. А, во время русско-чеченской войны, некоторые чеченцы, спасая семьи, добровольно вернулись в Казахстан, где живут по сей день. Казахская земля и сейчас спасает многих чеченских беженцев.
Шакир а-Мил: Во вступлении книги Вы благодарите тех, кто помог написать ее, а также просите простить тех из них, кто не найдет своей фамилии на ее страницах. Казалось бы, это просто дань вежливости. Однако, откровенно говоря, многие о ком мы ожидали прочитать в книге, там действительно не упомянуты. Что это? Случайность или сыграло нежелание просто упоминать того или иного известного человека, не имея возможности в формате этой книги раскрыть его значение?
Алла Дудаева: Моя книга была о Джохаре Дудаеве и написана от первого лица, то есть, автобиографическая. Если бы я написала о других личностях, она наверно приобрела бы большой вес у любителей различных исторических фактов, но не была бы трагической повестью о Джохаре Дудаеве. Книга " Миллион Первый", переведена на шесть языков, ее теперь читают не только в других странах, но и в самой России, (что мне особенно приятно) и сами русские рекламируют и переиздают ее. Значит, мои усилия были не напрасны.
Шакир а-Мил: Алла Федоровна, в своей книге Вы неоднократно рассказываете о тех случаях, когда судьба посылала Вам сновидения которые, так или иначе, удивительным образом сбылись, некоторые просто к сожалению. Какое будущее Ваша судьба пророчит сегодня, если помнить, что все мы имеем прошлое, живем сегодняшним днем и надеемся на будущее?
Алла Дудаева: В Коране дается понятие сновидений, " Души спящих пролетают по тому же пути, что и души умерших, только души умерших остаются, а души спящих возвращаются обратно"....И не только сновидения, но все, что вокруг нас является знамениями Всевышнего, люди просто не задумываются об этом и напрасно не придают значения. Как слепые и глухие, не видят и не слышат, ничего... Сбываются знаки любого творчества - фильмы, картины, стихи, но, часто мы сами не осознаем истинной провидческой сути своего творения. Как будто не ты, а кто-то другой, кто неизмеримо выше тебя, создал его. В будущем многие будут больше интересоваться интуитивным знанием и научатся задавать вопросы и получать ответы во сне и наяву. Жизнь людей будет более спокойной и предсказуемой, когда они будут жить, соразмеряя свои дела с небом.
Ветер спросил у Лотоса:
"В чем твоя суть тайная?"
Лотос ответил: "Суть моя в том,
Что для себя Сам Тайна Я!"
Рабиндранат Тагор.
Шакир а-Мил: Госпожа Дудаева! Вы многое видели и испытали на этой земле. Что Вы хотели бы пожелать современной молодежи? Какими Вы их хотели видеть? Мы же, хотели бы Вам пожелать счастья в детях и внуках, чтобы они росли и жили на радость Вам и памяти Миллион Первого чеченского генерала – Джохара Мусаевича Дудаева. Марша айла!
Алла Дудаева: Спасибо, за добрые пожелания.
Я хотела бы видеть современную молодежь, не беженцами на Западе, а образованными, умными и добрыми людьми - в Свободной Ичкерии. Верю, что народы мира найдут решение самой трудной задачи, как покончить со всеми войнами. Когда не будет равнодушных к чужой боли, смерти и нищете, человечество выйдет на новый уровень осознания. 21 век станет веком Новой Эры - Эры человеколюбия и всеобщего процветания нашей планеты. Но, чтобы это понять, нам всем было дано пройти живыми через все круги ада.
Горят в сознании моем зарницы,
Как всполохи забытого огня,
И мечется большой ночною птицей
Печально память - молодость моя.
Я не усну, дождусь опять рассвета,
Светлеет мир, как белая стена,
И кто-то вновь напишет неумело,
На ней совсем другие имена.
1989г. Алла Дудаева.
Интервью было полностью опубликовано в следующих Интернет ресурсах: на сайте "Ичкерия инфо", сообществах "История, политика, жизнь", "Тайная История Татар и Война со Злом" и в книге автора "Честь имею" (Канада 2018 г.)
|