Шакир а-Мил
К 40-летию выхода в свет сборника статей «Искусство нравственное и безнравственное»
В 1969 году, издательство «Искусство» (Москва) выпустила в свет сборник статей под общей редакцией В.Толстых «Искусство нравственное и безнравственное», в которой были опубликованы статьи ведущих специалистов страны в области искусствоведения: философов, публицистов, критиков. Кроме того, там были статьи и представителей разных видов искусств, таких как кинорежиссера С.Герасимова, актрисы Ия Савиной, хореографа И. Моисеева и конечно особое место в этом сборнике занимала статья Василия Макаровича Шукшина «Нравственность есть Правда», поразившая тогда читателей своей искренней болью за жизнь народа и правде творчества.
Отличительной чертой данного сборника являлась минимальная политизация и идеологическая направленность статей. Все мы помним, что такого рода статьи в то время должны были начинаться словами: «Исходя решениям очередного съезда КПСС...» и, заканчиваться цитатами Генерального секретаря КПСС по любому поводу. Ничего подобного в данном сборнике не наблюдалась.
Нет, разумеется, статьи были направлены для духовного воспитания советского человека, но это был, пожалуй, тот редкий случай, когда авторы это делали без идеологической помпезности и словоблудия.
Вот что писал, например, в статье «Что там, в Зазеркалье?» Э. Ильенков: о своих впечатлениях после посещения выставки модернистов: «У меня такое ощущение, будто на моих глазах хороший знакомый попал под трамвай».
И далее, он не призывает к «соцреализму», но реально оценивает модернизм как вид искусства: «Подлинное искусство не может быть безнравственным по самой природе, и, обратно, безнравственное искусство – всегда фальшивое искусство, не искусство, а бездарный суррогат: формально может статься, и ловкая, но бессодержательная по существу фальсификация подлинных эстетических ценностей».
Затем же, он же, обращается уж и вовсе нематериалистической субстанции – красоте: «…красота подлинная, отличается от красоты мнимой именно через ее отношение к истине и добру – через свое человеческое значение».
Еще дальше идет сам составитель сборника В. Толстых в статье: «Не моралью единой…»: «В сфере искусства чувство есть законодатель. Не принято чувством – не искусство», и далее: «Обвинение художников и произведений в «безнравственности», в сущности, есть попытка взвалить «вину» действительности на плечи искусства».
И продолжает «евангелизацию» искусства: «Важнейший нравственный вопрос в искусстве – это вопрос качества искусства. Стыдно плохо петь, плохо писать. Стыдно и непростительно для искусства «недооценивать» форму, утешаясь и оправдываясь тем, что приоритет за содержанием. Стыдно «выезжать» на политической или иной конъюнктуре. Короче, имеется в виду все то, что Лев Толстой называл утратой «эстетического стыда».
В статье «Просто нехудожественное…» И. Матковская поддерживает выше указанных авторов: «С тех пор как существует искусство, существует и нечто, делающее вид, будто оно тоже искусство».
А. Гулыга, ярко отражает это в статье об искусстве фашизма (статья «Искусство без морали…»).
Актриса Ия Саввина обращается к теме «потребителя» искусства и автора произведения искусства: «Безнравственность может проявлять художник в отношении к изображаемому и зритель – в восприятии изображаемого. Последнему нужно воспитание чувств. Первому необходима совесть. Совесть человека, личности, гражданина» (статья «Для шестого чувства…»).
Если в подобных статьях, их авторы всегда подчеркивали «ведущую роль партии», то вот что написал об этом В.М. Шукшин в своей статье для этого сборника: «Философия, которая – вот уж скоро сорок лет – норма моей жизни, есть философия мужественная…..Я не политик, легко могу запутаться в сложных вопросах, но как рядовой член партии коммунистов СССР я верю, что принадлежу партии деятельной и справедливой; а как художник я не могу обманывать свой народ – показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькою… Я бы хотел помогать партии. Хотел бы показывать правду. Я верю в силы своего народа, очень люблю Родину – я не отчаиваюсь. Напротив. Но когда мне возвращают рассказ – не из-за его низкого художественного качества (это дают понять), по другим причинам, - неловко, стыдно».
«Все удобное мешает искусству», - пишет Шукшин, и: «Народ всегда знает Правду».
Конечно, в таком сборнике не могли не затронуть и тему западной массовой культуры, но как оказывается были тогда правы авторы!
Вот, например строки из той же статьи И. Матковской: «Было подсчитано, что в течение дневного времени недели только по телевидению одного из городов США были показаны 144 преднамеренных убийства, 143 попытки к убийству, 53 убийства при «оправдывающих обстоятельствах», 14 случаев отравления, 12 побегов из тюрьмы, 36 ограблений, 13 похищений детей, 7 случаев применения пыток и 5 случаев шантажа».
Сейчас эта западная массовая культура хлынула и на наши средства развлекательной индустрии. И мы не только «догнали», согласно словам, как выясняется, большого пророка Н.С. Хрущева, но и перегнали Запад по этим показателям! И не только в этой индустрии, но и как следствие, в реальной жизни.
Стремясь быть конкурентоспособными, наши подобные индустрии, не отстают от западных коллег. Вы только посмотрите иногда на экраны, в них даже положительные герои убивают своих врагов, словно выпивают компот на обед! Никаких угрызений совести! Он ведь положительный герой и баста!
Где она, эта совесть зрителя и автора, о которой говорила тогда, помните, такая хрупкая и очаровательная Ия Саввина.
Сорок лет, по библейским меркам – это поколение. Мы прожили их, опираясь на те идеи, о которых говорили нам авторы этого сборника.
Согласно, каким идеям будут жить те, которые отмерят следующие сорок лет?
Написано для литературного Интернет-журнала «Яблоко» (Казахстан). Сентябрь 2009г.
Приложением данной статьи является публикация сайта статьи В. Шукшина "Нравственность есть Правда"
|