Шакир а-Мил
Песни поминания Тимура Муцураева…
«Ты направь поминания корабли
В гавань счастья,гавань мира
и любви..."
«Корабли поминания»
С годами мы становимся консервативны, и как положено людям старшего поколения с трудом воспринимаем то, чем живет молодежь, что ее волнует, какие песни поет.
Ну, совсем по Лермонтову, помните(?):
«Да, были люди в наше время,
не то, что нынешнее племя…».
И при этом совсем не хотим признавать, что посеяли, то и пожинаем и в событиях 20-ти летней давности немало вины и нашей. С тех пор, когда чуждая культура нашему еще тогда общему народу, а затем и народам ставших «свободными» республик, хлынула в общество и буквально поработило все и вся, бесспорно унизив собственную культуру народов, которая больше напоминает сегодня умирающего гладиатора из стихотворения Лермонтова
И молит мутный взор:
……………………………………………………………
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт…освистанный актер.
(М.Ю. Лермонтов «Умирающий гладиатор»)
Чтобы как-то «не отстать от жизни», мы пытаемся слушать новые песни, смотреть фильмы, интересуемся новинками современной литературы и признаюсь, мало, что нас радует.
Наплыв бездарных, безнравственных, рассчитанных на сиюминутную разрекламированную славу произведений заполнили, бывший мир, а ныне рынок искусства. Особенно досталось в этом отношении литературе, ставшей по меткому выражению Ирины Шатыренок (Беларусь) «безотцовщиной».
Даже во времена, самого большого давления цензуры, которое у нас было, по мнению именитых антисоветчиков, мы каждый год получали несколько фильмов, романов и рассказов, песен и телепрограмм, о которых говорил, а затем и помнил весь бывший Союз (а представьте, сколько же их было положено на полки, под сукно, в ящики письменных столов!?).
А ныне? Что ж, сегодня свобода, а так хотелось бы некоторых авторов за их произведения привлечь и к уголовной ответственности! Особенно, наши неугомонное СМИ, которые в угоду ежедневной гонки за сенсациями ежедневно, ежечасно пропагандируют мир роскоши и стяжательства, под маской честной информации мир насилия, педофилии, преступности. И все - таки мы, люди старшего поколения и молодежь, очень надеемся на лучшее будущее для нас и наших детей.
Прекрасное редко, но только оно и доброта сопутствуют вечности мироздания, и это всегда отражается в искусстве. И однажды, прослушивая музыку и песни своих детей, которые они безмерно скачивают из недр Интернета, одна из песен заставила меня буквально остановиться, и прослушать ее еще раз. Песня явно была авторской, и автор пел в ней о своих друзьях, которых он потерял в боях.
Они ушли, они ушли В иные вечные пространства
И за пределами Земли Приобретают постоянство
Они находят свой покой Ютясь в зобу у райской птицы
И все же с болью и тоской Я вспоминаю эти лица…
Думаю, что эта песня производила свое впечатление, на каждого, кто ее слышал впервые, и вызывала интерес к ее автору.
Так я познакомился с песней «Они ушли» и узнал, что ее автор чеченский бард Тимур Муцураев, воин и певец, воевавший в Чеченской войне развязанной горбачево-ельцинской кликой.
О, Аллах, что за боль, что за напасть?
Бездны горя, бездны огня
Вновь из прошлого идет
Страшным именем – Война
«Война».
Признаюсь, являясь несомненным поклонником авторской песни мне трудно отнести ее к какому-либо виду искусства. Считать, их авторов музыкантами, то, как же тогда поэзия, вспомните, как Высоцкий очень хотел, чтобы его признавали поэтом?
Если они поэты, то, как же их музыка, ведь многие их песни запомнились нам еще и прекрасным музыкальным сопровождением?
Знаете, если говорить образно об этом явлении, и принять во внимание, что мифический Пегас является символом вдохновения творчества, то авторская песня символизирует символ Иноходца, людей вдвойне талантливых в музыке и стихах, а также в основном своем житейской мудростью и гражданской позицией.
Человек, постой! Дверь души закрой!
Ты не знаешь, кто чужой, кто свой
И надежда боль, снимет как рукой
Помыслами будь всегда святой.
«Жизни суета»
Говорить о Тимуре Муцураеве и его творчестве нелегко. Ни он, ни его песни, не имеют такой поддержки, как например иные «звезданутые» авторы и исполнители. Более того, воевавший в рядах чеченских боевиков, он находится в розыске, и некоторые его песни включены в Федеральный список экстремистский материалов составленный Министерством юстиции России, на основе судебных решений.
Расскажем коротко о нем. Тимур Муцураев, родился в 1976 году в городе Грозном (родовое село Новые Атаги). Был известен как спортсмен, чемпион Чечено – Ингушетии по каратэ. С 1994 года участвовал в Первой чеченской войне, был тяжело ранен. Эмигрировал в Турцию. Вернулся. Находится в розыске. Отошел от творческой деятельности из-за своих религиозных воззрений.
И это короткое, настолько объемно, что, пожалуй, ничего больше о нем в недрах «вездесущего» Интернета вы не найдете. Конечно, есть там сведения и об отношение Муцураева к новой власти в Чечне и его настоящей жизни, но все это, по нашему мнению, лишь домыслы.
Что касается творчества Тимура Муцураева, то здесь вопросов не меньше. И меньше всего к самому автору. Похоже бремя славы совсем не его стезя. Зато вы легко найдете несколько дешевых подделок «под Муцураева», которые не извинительны, поскольку действительно уж очень далеки от смысла песен самого Муцураева.
И если есть необходимость сказать, что не все тексты песен принадлежат самому Муцураеву, то можно с убежденностью прибавить, что выбор этих текстов очень важен для автора, и он не страдает в них мелочностью красивых фраз и поучений.
Человек, исламист, воин, патриот – таким предстает перед нами в своих песнях сам Муцураев. Война глубоко ранила его творчество, но, даже являясь исламистом, моджахедом, когда, каждый погибший в священном Джихаде попадает, согласно мусульманскому вероучению в рай, в его песнях чувствуется горечь от несправедливости войны, в которой гибнут безвинные люди.
По чьей же прихоти, по чьей
Детей и женщин убивали?!
В чем виноват простой народ
Что был предан огню и стали
Мы виноваты лишь в одном
Что на колени мы не стали.
«Ветер свободы»
Любая война несправедлива, а гражданская вдвойне. В ней и разрушенные города
Улиц мрак, дым руин.
Город мой стал другим.
Пуль шальных рикошет.
Вечно рядом ходит смерть.
«Город мой, ты в огне»
И гибель молодых ребят, с той и другой стороны
Мама, я сгорел. И голодные псы.
Растерзав мое тело, набьют свои животы
«Мама, приезжай! Ты меня забери»
Но справедливость этой войны Муцураев видит в чистоте идеалов своей Родины.
Я чувствую, имеет наша кровь
Лишь ей присущий вековечный навык
К кристальной чистоте стремиться вновь
Стирая пятна чуждых ей добавок
«Молитва»
И ради этой справедливости он готов жертвовать всем
Мужчинам не до жизненных услад
Когда враги кромсают плоть Отчизны
«Молитва»
Понятно, что массированная пропаганда СМИ и кинопродукции до неузнаваемости изменила лицо чеченского народа в его страшной борьбе за свободу и говорить о том, что эта война была лишь войной тех, кто боролся за богатство недр Чечни, в которой погибли воины и мирные жители просто бессмысленно.
И этому противостоит творчество Муцураева. Его любовь к Родине и патриотизм вызывают уважение тех, кто был даже на другой стороне окоп во время этой войны.
Муцураев очевидно вынес из той войны не только ее ужасы, но и веру в человека, в друга, в необходимость сохранения чистоты своей души и он предупреждает
Если духом ты слаб и безмерно собою гордишься
Если славы добиться любыми путями стремишься
Знай в беде и в нужде ты с обманом и ложью смиришься
И под натиском воле любой покоришься
..................................................................................
каждый должен оставить свой след
и чего-то добиться
.................................................................................
Если судишь других
и грехи сосчитать их берешься
Со своих начни
до чужих не доберешься
.................................................................................
Если к страданиям и несчастиям
других равнодушен
Знай огонь благородства, добра
в тебе потушен.
..............................................................................
Цену друга узнаешь
когда навсегда потеряешь.
................................................................................
«Если духом ты слаб…»
И только те, кто следуют путем добра войдут в ворота рая
Тогда увидишь перед собой
Ты блеск открывшихся ворот
И не померкающей звездой
Войдешь в страну, где нет забот
«Страна, где нет забот»
Необычайна красива любовная лирика Муцураева. Еще в песне «Молитва», он делает неожиданное признание
В мечтах и грезах смутно виден рай
Но не могу представить райские гурии
Я сильно возжелал тот чудный край
Где нет зла и нет печали
«Молитва»
Замечательна песня, стилизованная под дворовые песни 60-х
Я тебя заклинаю, посмотри мне в глаза
Может ты в них увидишь, что они говорят
Может ты в них заметишь, что там сердце моё
Пламя душу сжигает, красно-ярким огнем
«Твоя легкая походка»
Есть здесь место и любовным фантазиям
Ночь о тебе мне шептала.
Тенью костра рисовала…
В сердце тоску пробуждая
Рану в груди бередя.
«Здравствуй ночь»
А твои глаза рисуют: «Не сметь!»
И теперь хочу я улететь
Улететь туда, где нет мечты
Улететь туда, где нет любви….
«Твои глаза рисуют»
И конечно же, какая любовь не переживает разлуки
Прощай! Последних слов не говори
Взгляни, как небо зажигает звезды
Нам тихо шепчет о разлуке и о том
Что нам былого не вернуть Так что, прощай!
«Прощай»
И все-таки, Муцураев ушел. Верить или нет вышеуказанным причинам, не знаю…
Снова ночь окружила меня.
Я смотрю в ночное небо,
Я хочу видеть, что ждет меня,
И я вижу кровь и горы пепла.
Я ослеп, дым мне съел глаза.
Но еще больней, больней от света.
Я устал, мне б уснуть навсегда,
Но вдруг солнца луч, сил нету.
«Мне больно, я устал…»
А вот другое признание
Я устал от всех. Я устал идти
Я устал искать, зная, не найти
Я хотел бежать, но не хватит ног
Я хотел молчать, но стерпеть не смог..
«Я уйду»
В одной из песен-притч Муцураев утверждает
Ведь певчая птица, что пела на воле
В плену никогда не споет
«Пастух»
В каком или в чьем «плену» оказался ТимурМуцураев покажет время. Тяжело об этом говорить, но нам кажется, что поэту с такими жизненными принципами будет не просто физически выжить, не говоря о чем-то более высоком.
Одна трагедия уже тронула его жизнь, и дай ему бог избежать другой.
Муцураев пел на русском языке и поэтому его песни понятны и близки очень многим людям, как в России, так и в странах, бывших республик Союза.
Он поет об общечеловеческих ценностях и даже слово «Аллах», звучит как имя единого бога, у которого много имен, но сущность одна. Эти песни очень музыкальны, и их характеризуют необычайные переливы слов, рождающие мысли, заставляющие задуматься о своем месте в этом мире. В мире, в котором так иногда тревожно…
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды
И не найдут среди друзей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит
И, услыхав твое название
Твой сын душою закипит
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «он любил отчизну!»
М.Ю. Лермонтов
|