Это необычное интервью мне предложил поисковик Яндекс (думаю, многим публикующим свои произведения в Интернете). Я ответил на эти вопросы, но меня попросили ответить ещё более «развёрнуто». Я не стал. И всё оставил как есть. И вот что из этого осталось и вышло.
Интервью для писателей
Дорогой писатель!
Благодарим Вас за отклик на интервью. Ниже представлен ряд вопросов, на которые мы просим Вас ответить.
На все вопросы отвечать не обязательно, можно выбрать только те, которые интересны. Просим Вас отвечать развёрнуто!
ВАШЕ ИМЯ? КАК К ВАМ ОБРАЩАТЬСЯ?
Шакир а-Мил (лит. псевдоним)
ССЫЛКА НА ВАШ ПРОФИЛЬ
Просто набираете в поисковике
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН
заблокирован хозяином
ВАША ПОЧТА ДЛЯ СВЯЗИ
planeta1156@mail.ru
КАК К ВАМ ПРИШЛА ИДЕЯ СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ?
Никакой идеи не было. В мою юность многие "баловались" этим. Особенно стихами, в чём собственно и я был грешен. Как потом перешёл на прозу я и не помню. Но всё это просто для друзей и для себя.
НАПИСАНИЕ КНИГ — ЭТО ИСКУССТВО ИЛИ РЕМЕСЛО?
Талант безусловно нужен, но в основном это для писателя (если он не поп-писатель) это конечно же ремесло.
КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТИСЬ С «ТУПИКОМ»?
У меня есть такой афоризм: "Иногда и Муза бывает холодной женщиной". Но всё зависит от мужчины, согласитесь...
НА КАКОМ ЖИЗНЕННОМ ЭТАПЕ ВЫ НАХОДИЛИСЬ, КОГДА НАПИСАЛИ КНИГУ?
На самой позднем. Было в основном не до творчества. 10 лет работы в энергетике, затем 30 лет в шахте, из которых последние 18 лет всего 3 раза был в отпуске...
С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ?
Творчество было во мне всегда, но не считал это чем-то для себя главным.
ЛУЧШЕЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ВАМИ В ВАШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРЬЕРЕ, И ХУДШЕЕ, ЧТО ВЫ ИСПЫТАЛИ НА ПУТИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ ЧИТАТЕЛЯМ?
Заставить поверить в себя, «заставил» меня мой друг, ставший известным украинским писателем Валентин Гнатюк. Он нашёл меня через Интернет, написал мне, что помнит мои литературные потуги, считает, что у меня обязательно что-то должно получиться и предложил попробовать себя участвовать в каком либо литературном конкурсе. Я поверил ему и с первой же попытки стал лауреатом конкурса "Золотое Перо Руси" (Серебряное Перо в военно-патриотической номинации). С этого момента, как я тогда считал, случалось только всё лучшие, новые победы на конкурсах, первые публикации, первая книга и т.д. Худшее пришло потом. В какой-то период в литературных кругах России (и не только) появились так называемые критические. а на самом деле пропагандистские вирши о том, что якобы русскоязычная литература, на самом деле не имеет право существовать в русской литературе, что это не настоящая литература. А настоящую русскую литературу могут писать только русские по национальности, и в их произведениях обязательно должен присутствовать элемент русского христианского православия. Я выступил с резкой критикой в статье "Индульгенция от иезуита..", которую отказались печатать все СМИ, но в результате публикации в Интернете о ней все узнали. В связи с этим поток публикаций моих произведений просто сошёл на нет, хотя ранее это имело место просто без моего разрешения. Худшее было не в отсутствии публикации, а в пронационалистической компании которая не красит современную русскую литературу. Ведь с другой стороны шла компания о том, что якобы русский язык ущемляется в бывших республиках Союза...!?
ЧТО СЛУЖИТ ДЛЯ ВАС ИСТОЧНИКОМ ВДОХНОВЕНИЯ? Возможность писать то, что ты считаешь правдой.
В этом отношении для меня знаменем этой возможности являются слова В.М. Шукшина : "Нравственность есть Правда".
А также утверждения, которые высказали в своих интервью мне: Светлана Савицкая (организатор конкурса "Золотое Перо Руси) "Русским я считаю то, что по совести..." и моего друга Валентина Гнатюка "В творчестве не бывает такого, что вот сегодня я немного предам, а потом заработаю достаточно денег и предавать больше не буду".
КАК ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО ВЛИЯЕТ НА ВАШУ ЖИЗНЬ?
Моё творчество заставляет меня быть мужественнее...
ЧТО В ПИСАТЕЛЬСТВЕ ВАМ ТРУДНЕЕ ВСЕГО? Наверное для каждого писателя нужны какие-то свои особые условия для творчества. Для меня это, на какое то время остаться в одиночестве. Чтобы ничего мне не мешало...
ИСХОДЯ ИЗ ПРОШЛОГО ВОПРОСА, ВОЗМОЖНО У ВАС ПОЯВИЛИСЬ «ЛАЙФХАКИ», КАК СПРАВЛЯТЬСЯ СО СЛОЖНОСТЯМИ? ПОДЕЛИТЕСЬ!
Сложности только укрепляют. Я всегда требовал по отношению к себе только критики и не только позитивной.
Меня удивляют творческие личности, воспринимающие любую критику как едва ли не унижение их личности. Критика, желательно конечно справедливая, нужна творческому человеку, как воздух. Лично я готов, хоть на костёр...
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КНИГИ?
Нисколько. Моя постоянная занятость на основной работе, заставляла меня "писать" мои произведения в голове, благо я к тому времени имел некое духовное образование, которое научило меня хранить многое в памяти. Так я и писал. Так, например, рассказ "Неизвестное чудо Христа", весь текст с точками и запятыми я писал в голове 1,5 года, а затем за один присест переписал на бумагу. Последнею свою публицистическую книгу "Степлаг: Восстание, которого не было", а это более 400 страниц, всё, кроме архивных данных разумеется, авторский текст был у меня в голове.
КАК ВЫГЛЯДИТ ВАШ ПРОЦЕСС НАПИСАНИЯ КНИГИ? КАК НА КАРТИНКЕ: ВЫ ЗА БОЛЬШИМ ДУБОВЫМ СТОЛОМ С ПЕЧАТНОЙ МАШИНКОЙ ОКОЛО КАМИНА В СВОЁМ КАБИНЕТЕ ИЛИ, БЫТЬ МОЖЕТ, ПИШИТЕ НА ХОДУ, В ЗАМЕТКАХ ТЕЛЕФОНА?
Этот ответ, продолжение на ответ предыдущего вопроса. Как только я чувствую, что процесс написания произведения в голове закончен, сажусь и практически все переношу это на компьютер (раньше на бумагу). Для этого просто ищу тишину и одиночество.
ЧТО У ВАС ПРИ НАПИСАНИИ КНИГИ БЫЛО НА ПЕРВОМ МЕСТЕ: СЮЖЕТ ИЛИ ПЕРСОНАЖИ? И снова ответ это продолжение ответов на предыдущие вопросы. У меня на первом месте в произведениях стоит только сюжет. В связи с тем, что я пишу только в голове, то я могу развивать в своих произведениях только сюжет. И поэтому в моих рассказах, НЕ (как то особо) шумят деревья, плывут ручейки, улыбаются люди, мои герои ни чем особо не выделяются и т.д. То есть, особенность моего написания произведений, не позволяет хранить в памяти какие-то литературные изысканности и пр. Я специально обращал внимание на произведения моих так называемых "конкурентов" на литературных конкурсах, в которых я побеждал. Они и Литературный институт закончили, у них и слог и изложение в сто раз лучше моего, литературная грамотность выше крыши. Но в этих конкурсах всегда побеждал мой сюжет.
Всякое бывает. Был такой конкурс (закрытый, т.е. без публикации) например о блокаде Ленинграда. Я отсылал туда свой рассказ "Двое". Ноль результата. Могу прямо заявить, конкурс был не честный. Я не могу поверить, что кто-то мог написать нечто, тем более он основан на реальных событиях. Его недавно перевели на турецкий язык...Другой конкурс. Был на сто процентов уверен в номинации. Снова ноль. Через некоторое время получаю письмо разрешить опубликовать мой рассказ в сборнике среди рассказов победителей. Понятное дело, нужно было "разбавить" и сохранить лицо. Отказал. Через месяц тот же рассказ на международном конкурсе не просто победил, но получил гран при от председателя жюри конкурса...Уверен, из-за сюжета.
ВЫ ЗАРАНЕЕ ЗНАЕТЕ ХАРАКТЕР СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ИЛИ ОН МЕНЯЕТСЯ ПО ХОДУ НАПИСАНИЯ КНИГИ?
Снова продолжение (удачно задаёте вопросы!). Характер персонажей моих произведений определяет их сюжет.
КАК РОЖДАЮТСЯ ИМЕНА ВАШИХ ПЕРСОНАЖЕЙ?
Интересный вопрос. Очень часто я даю имена друзей своим персонажам. В одном из рассказов я сохранил имя человека, который рассказал мне, что его в детстве привязывали к колышку около юрты, чтобы он не убежал в степь, где его уже неоднократно искали. В другом рассказе, который состоит из воспоминаний моего попутчика-аксакала в поезде и охватывает период с начала ХХ века и до наших времён, я сохранил все имена. Мне очень понравился образ некого деда Григория в одном из первых моих рассказов и с удовольствием сохранил "незаметно" этот образ ещё в двух рассказах (это если можно так сказать, мой "дед Щукарь"!). Есть у меня рассказ: "История любви Вито из Кадиса", в котором я очень постарался описать историческую правду описываемых времен Османской империи, вплоть до точного поименного окружения халифа Мансура и их значения в сюжете рассказа. Просто это доставило мне удовольствие. А так, в основном имена раздавались без особых раздумий. Разве что соответственно национальности героев.
ОПИСАННЫЕ ВАМИ НЕОБЫЧНЫЕ СИТУАЦИИ, НАПРИМЕР ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ КАТАСТРОФЫ, ОНОВАНЫ НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ ИЛИ ЭТО ВАША ФАНТАЗИЯ?
90% сюжетов моих произведений основаны на реальных событиях. Да оставшиеся 10%, просто от незнания подробностей. Так было, например, с моей повестью "Исход", о том, как маленькая группа партизан во главе с сержантом пограничником вывела на Большую землю много евреев, которых могли уничтожить фашисты. Повесть основана на реальных событиях. Однако фактуры почти не было. История оставила нам только имя этого сержанта, факт о том, что евреи потребовали родителей одной девочки убить её, поскольку она много плакала, да сержант не позволил и что шли они ночами. Не написать об этом подвиге я просто не мог. Сюжет пришлось "додумывать". Говорят, получилось.
НАЧИНАЯ ПИСАТЬ КНИГУ, ВЫ ИЗНАЧАЛЬНО ЗНАЕТЕ, ЧЕМ ОНА ДОЛЖНА ЗАКОНЧИТЬСЯ, ИЛИ ПРОЦЕСС РАБОТЫ С ПЕРСОНАЖАМИ НАВОДИТ ВАС НА ПРАВИЛЬНЫЙ ФИНАЛ?
Если откровенно, то я сначала знаю финал. Для меня загадка как начать, с чего...И это очень важно. Расскажу для примера. Однажды я начал писать один рассказ. Написал, ну где то чуть больше пол страницы, но меня отвлекли, пришлось отложить. Вернулся к работе, но написанное ранее...потерял. Ладно, думаю, потом найду, собрался и продолжил сюжет. Закончил рассказ, а начало так и не могу найти. Пришлось писать заново. Не получается! Дней десять писал это начало. Десяток вариантов. Ну не "склеивается" с продолжением и всё! Ели-ели написал. До сих пор стараюсь это начало не читать!
КАКИЕ СМЫСЛЫ ЧИТАТЕЛИ БЫ МОГЛИ НАЙТИ МЕЖДУ СТРОК ВАШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ? Поскольку я "сюжетник", для меня важнее зрительное восприятие читателя. Поэтому "мои" читатели так и говорят: "Как перед глазами проходит это". А какой смысл, найдёт моё читатель, всё-таки зависит от него самого. Его воспитания и убеждений. Моё дело - писать правду, чтобы читатель поверил мне.
ЧТО ВАМ ПОМОГАЕТ НАСТРОИТЬСЯ, КОГДА В КНИГЕ ПРИБЛИЖАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОМЕНТ?
Лидия Шукшина рассказала, что когда Шукшин передал ей законченную повесть "Калина красная" (он тогда лежал в больнице) и на его глазах стояли слёзы. Написать можно всякое. Но написать так, чтобы это потрясло тебя самого, не многие могут. Сопереживать своему герою, благое дело. Но тут, главное не сфальшивить, не приукрасить. Увы, не всегда получается. А если получается, то молча жмёшь себе руку, мол - молодец...
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КНИГИ ОКАЗЫВАЕТ ЛИ ОНА ВЛИЯНИЕ НА ВАС? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОЕ? Нет. Если пишешь книгу или просто произведение о людях и для людей, то ничего кроме облегчения от проделанной работы не чувствуешь. Просто хочется немного отдохнуть, осмыслить и решить, что дальше...
ЕСТЬ ЛИ ПРОТОТИПЫ У ВАШИХ ГЕРОЕВ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
Да, у всех. Особенно в моих произведениях о войне и военных конфликтах. Я вообще не понимаю, как можно писать о войне нечто надуманное, придуманное, тем более, если ты сам не воевал. Я стараюсь сохранить память о тех, о ком ещё не знают, и о тех событиях, которых ещё не слышали.
ЕСЛИ БЫ ВАМ ПРИШЛОСЬ ВЫБРАТЬ ВЫМЫШЛЕННОГО ПЕРСОНАЖА ИЗ КНИГИ, С КЕМ БЫ ВАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ПООБЩАТЬСЯ?
Не задумывался над этим и не хочу. Наверное, потому что все мои персонажи живые для меня люди. Независимо, в какие времена они жили. У меня, нет цели: их осуждать, или хвалить, я просто стараюсь показать какие они есть…
|