Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 157
Главная » Статьи » Публикации сайта.

Ст. Осадчий и Шакир а-Мил "К вопросу о спичках..."
  Станислав Осадчий и Шакир а-Мил являются модераторами литературного интернет сообщества Казахстан «Яблоко» создателем, которого является журналист Л.Б. Мананникова.
   Не думается, что именно по этой причине, но из желания понять каким же путем должна идти современная литература, они не только комментируют, но часто вступают в дискуссии - диалоги между членами сообщества и собой. Последнее показалось автору публикации наиболее интересным и он принял решение опубликовать их в виде диалогов на данном сайте.
  Коротко О Ст. Осадчем.
   Станислав Осадчий родился в городе Темире Актюбинской области в 1964 году. предки были переселенцами с Украины в период "столыпинской реформы". после окончания срочной армейской службы долгое время занимался журналистикой - работал в районых и областных газетах Казахстана и Туркменистана. Автор двух поэтических книг, изданных в Актюбинске: "Век листопада" (2001г.). "Есть только воля" (2007г.) Не член союзов писателей, пен-клубов, поэтических школ и течений.
 
       
 
                                             Станислав Осадчий
 
                            К вопросу о "спичках"

   Итак, дорогой Шамил, продолжая наш разговор, я решил заговорить о религии. И не только потому, что кризис духа словно разбушевавшийся на море шторм метнул как утлые суденышки человеческие души в эту сторону. Меня «зацепило» Ваше утверждение, что «религия – это коробок спичек рядом с эти стогом». То, что люди представляют взрывоопасный стог, согласен. Не согласен только на счет коробка спичек.
   Поэтому, начав наш разговор, давайте определимся в понятиях. Иначе мы будем плутать в трех соснах. Религии (я сейчас говорю об основных мировых религиях) изначально задумывались ни как некое шаманство, а как учения. И именно как учения бытования человека в мире. И как обозначение вектора Пути. То, что эти учения стали по ходу движения человечества обрастать как коралловые рифы всевозможными «дополнениями», это вопрос уже ни к «отцам-пустынникам». Это – первое. И второе - любое из этих учений-религий входят в культурное достояние народов. А если так (а это именно так), то надо признать, что сохранением такого достояния должно заниматься и государство. Но не методами контроля или управления, а методом просвещения. Но точно так же, как государство отдалилось от литературы, оно отстранилось и от религиозного просвещения. Детей в наших школах перегружают какими угодно знаниями, только не учат умению мыслить и не водят в курс религиозных учений. Хотя, казалось бы, спецпредмет по истории религий напрашивается сам собой. Причем, в Казахстане я бы включил в такой учебник не только ислам, христианство, иудаизм и буддизм, но и тенгрианство и суфизм, которые исторически близки казахам.
   Если же мы на государственном уровне не решим проблему религиозного просвещения, то этим займутся другие. При этом займутся так, как им сподручнее. Вот Вам пример. На днях одна из телекомпаний рассказала в своем сюжете о двух молодых (безоружных) казахстанцах, задержанных на территории Дагестана за «обстрел камнями блокпоста»? Этот случай можно было бы принять за курьез, если бы… Если бы не объяснения ребят: «мы думали, что нас за это убьют и мы попадет в рай». Все это не смешно, а грустно. Потому что так становится понятно, кто такие эти самые «религиозные террористы». И что с такими детскими понятиями об исламе из таких пацанов можно слепить кого угодно.

   Пока оставим вопрос, что же, собственно, не хватает молодым людям в нашей стране, которая провозгласила лозунг «Вперед, Казахстан!».

Продолжу разговор о неграмотности населения в области религиозных учений. Кто же должен заниматься в государстве в первую очередь поднимать такого рода проблемы, чтобы инициировать законы, вводить новшества в образовательную систему? Ясно кто – профессиональные политики, представляющие интересы народа. И что же я вижу, когда слушаю наших мажилисменов? Все тот же пещерный уровень образованности, может быть только чуть выше, чем у тех пацанов, о которых я говорил выше. Как-то один из этих «политиков» с экрана телевизора озвучил цифру – количество мусульман, проживающих в Казахстане. Цифра показалась мне запредельной. Откуда она, - подумалось мне. Все оказалось проще. Депутат открыл статистический справочник последней переписи населения, суммировал количества всех тюркских народов, проживающих в стране, и получил искомую цифру. Иначе говоря, он в одночасье лишил всех казахстанцев права выбора духовного учения. И тогда я спрашиваю себя прямо: что такое «экстремизм»? И так же прямо отвечаю: посягательство кого-либо на дух другого человека. Способен ли такое посягательство религиозно образованный человек? Не способен.

   А вот пример этой образованности. Казалось бы, зачем все это нужно знать немцу Гёте, которого готов принять в свое время любой королевский двор Европы как самого почётного гостя? Однако этот дотошный немец, далекий от мусульманства и географически, и по рождению хочет знать всё, ничто просто так не принимая на веру. И вот его непредвзятый вывод:

   «Обучение философии магометане начинают со следующего положения: не может быть высказано ничего, о чём нельзя было бы сказать прямо противоположного. Они упражняют ум своих юношей, ставя перед ними задачу: для любой тезы подыскать антитезу и устно её обосновать, что должно служить наилучшим упражнением в гибкости мысли и речи.
   Но поскольку каждое положение опровергается противоположным, возникают сомнение, и оно-то и есть единственно правильное из этих тез. Но сомнение непрочно, оно подвергает наш ум на более глубокие исследования, на проверку, проверка же, если она проведена добросовестно, создаёт уверенность, которая является последней целью и дарует человеку полное спокойствие».

   Каково! Как изумительно просто, буквально в двух словах, немецкий поэт и мыслитель выделяет главное в исламском учении – методологию познания. Познания, суть которого именно в том и состоит, чтобы покорить смуту в душе человека и подарить ему внутреннюю свободу, поиск которой как ген заложен в любом человеке от рождения. Ибо что же такое религиозные учения, как не методы познания!
   Итак, дорогой Шамил, религии по определению не могут быть «спичками»! Спичками являются полуобразованные люди (причем, это могут быть не только вчерашние школьники; это могут быть и политики, и сами школьные учителя, и люди искусства, что очень опасно), которые не понимают, что их так жестоко гнетет. Религиозные конфессии вправе предоставлять свои учения любому желающему, но дать беглое понимание и историю возникновения этих учений государство в лице учебных заведений должно взять на себя, не отдавая эту миссию на откуп Интернету.

   Вопрос (чего так не хватает молодым людям и не только молодым?) я оставлю для другого раза. Кое-какие мысли, Шамил, у меня по этому поводу тоже есть.

                                                         КОММЕНТАРИИ
Николай Уманский Николай Уманский Re: К вопросу о "спичках" Высказаны глубокие мысли о мировых религиях их традициях. Только осталось в стороне одно немаловажное обстоятельство. Если бы уровень понимания религиозных истин непосредственно задавался Богом (Аллахом),то адекватность восприятия их не вызывала бы сомнения. Но познаётся Божество ограниченным человеческим разумом. Отсюда и действие "призраков" (по Бэкону), мешающих адекватному восприятию Бога и мира. Человек 21 века одурачен постмодернистской мешаниной, которая воспроизводится масс-медиа.Именно поэтому вместо Бога он приходит к жалким суевериям. Происходит всеобщий кризис ценностей. Человек перестал жить культурным наследием, его сознанием манипулируют. А вообще тема чрезвычайно интересная.
Станислав Осадчий Станислав Осадчий Re: К вопросу о "спичках" Спасибо, Николай, за комментарий. Вы совершенно правильно меня дополнили, но я пока не хотел вскользь касаться этого тонкого вопроса. К таким вещам нужно подходить очень осторожно, учитывая, что у всех людей разный уровень восприятия и подготовленности.
В свое время я вообще пришел к выводу, что среднему человеку не стоит открывать все истины, встающие во весь рост перед познающим. Потому что не каждую истину слабое человеческое сознание способно выдержать. Впрочем, Вы, Николай, философ, а потому, как человек науки, со мною в этом вопросе можете не согласиться. Но это частности.

И по поводу постмодернизма Вы правы, Николай! Стоит напомнить, что литература по своей сути тоже является методом исследования, что особенно сильно проявилось в русской литературе 19 века. Постмодернисты довершили дело, начатое их более ранними коллегами, посредством псевдоисследований и псевдопоисков извратив настоящую суть литературы, нанеся ей хороший удар в спину. Сейчас трудно даже в это поверить, но первым тревогу забил Алексей Максимович Горький ещё в десятые годы прошлого столетия, увидев надвигающуюся угрозу. Приведу некоторые его мысли по этому поводу:

«…Всё тоньше и острее форма, всё холоднее слово и беднее содержание, угасает искреннее чувство, нет пафоса; мысль, теряя крылья, печально падает в пыль будней, дробится, становится безрадостной, тяжёлой и больной. И снова на месте бесстрашия скучное озорство, гнев сменён крикливой злостью, ненависть говорит хриплым шёпотом и осторожно озирается по сторонам.
Вспоминая грозные слова львов старой литературы, мещанин облегчённо вздыхает и гордо оглядывается: вот настали дни его царства – пророки умерли, скоморохи стоят на месте их и потешают его, жирную жабу, когда он устает душить правду, красоту, любовь».

Не правда ли, такое ощущение, что писатель говорит о сегодняшнем дне литературы?
Однако хоронить литературу, думаю, пока все-таки не стоит.
Николай Уманский Николай Уманский Re: К вопросу о "спичках" Спасибо,Станислав! Признаюсь в своем невежестве. Слов М. Горького о постмодернизме я нигде не читал. А ведь как прекрасно сказано:"пророки умерли,скоморохи стоят на месте и потешают его,жирную жабу". Блестящая характеристика искусства 21века. Можно хорошо продаваться потешая тупых и жирных. За дворянством стояли несколько веков культурного развития,а сейчас обыватель сидя в автомобиле пьет пиво. Думает он при этом. что ухватил Бога за бороду.Даже если их отпрыски будут учиться в Оксфорде, это всего лишь разновидность престижного потребления. P.S. Дайте ссылку на Горького.
Шакир а-Мил Шакир а-Мил Re: К вопросу о "спичках" Вот вы здесь о Горьком заговорили,а у меня аж на душе потеплело. До чего же нас унизили, неужели мы стали стыдиться наших классиков....
 
 
                                                                 Шакир а-Мил

        За спичками (в заключении темы)

(по мотивам мнений а-Мила, Станислава Осадчий и даже Майю Лассила)



   Конечно, познания о религии и вере у каждого человека различны и каждый из нас, говорит об этом с высоты своих знаний, жизненного опыта, собственных чувств и убеждений.

   Вот и мой собственный опыт, казалось бы весьма весом. Это сотни и тысячи часов молитв. Я пять раз прочитал Библию, что называется с «карандашом в руке», вместе с друзьями по вере заучивал ее «золотые стихи», с годами поднаторел в ярких дискуссиях о правде веры, с братьями других церквей, поражая их знанием Священного Писания и почти детской верой, ибо сказано в Писании: «будьте, как дети». И все это в годы так называемых «гонений на Церковь». Именно тогда среди верующих, так называемых сектантов, была популярна притча о горящей Церкви. В деревне пожар и люди бегут тушить его. «Что горит?» - спрашивают несведущие. «Церковь, горит!» - отвечают им. «Ну, слава Богу! Хоть однажды она загорелась!» - говорят эти люди, имея в виду огонь веры.

   Один из моих друзей убеждал меня: «Когда в киосках Союзпечати вместе с газетой «Правда» будут продавать Библию, тогда я поверю, что пришла свобода». Такие времена пришли и в бывших киосках Союзпечати стали продавать Библию, правда рядом с полупорнографическими журналами.

   Конечно, прав апостол утверждающий, что о духовном может судить только духовный, и таит в себе глубокий смысл библейское утверждение: «не судите, да не судимы будите».

   Но верно такова уж сущность человека, что больше всего на свете мы любим обсуждать других и давать советы…

   Мне бы не хотелось здесь обсуждать достоинства и недостатки религии, ее роль в жизни человечества, это думаю несколько неуместно в нашем литературном сообществе. Для меня лично этот вопрос возник лишь потому, что в современном обществе, после десятилетий воинствующего безбожия религия снова обрела не только статус социальной значимости, но и стала активно проникать во все сферы общественной жизни, в том числе в культуру и в частности литературу.

   Есть люди, которые напрямую лоббируют идею о том, что русскую литературу необходимо « вернуть» в лоно православия, что якобы всегда способствовало ее величью.

   Возможно, я настолько безграмотен, что ничего более Библии, которая действительно является крупнейшим литературным (историческим, культурным и т.д.) наследием человечества, к сожалению не знаю.

   «Кладезю человеческой мудрости», называл ее Карл Либкнехт и нужно все - таки поправить это мнение, что порой даже эта «кладезь» сомнительна. Потому что, как сказал один верующий, если бы он не прочитал Библию, то о многих грехах он и представления не имел бы.

   Существуют тонны, так называемой христианской литературы образца из «Божественной комедии» театра Образцова. Помните, как Адам и Ева там распевают: «Слава богу! Богу слава!». Таким мыльным операм христианской тематике не счесть конца. Один ваш покорный слуга сотворил их сотню и, слава богу, мало в этом преуспел!

   Такое творчество растет сегодня как снежный ком. Бездуховность такой духовной литературы поражает.

   Иного от такого рода литературы и ожидать трудно. Что же религия может предложить своему читателю? Что может предложить человечеству идеология, которая утверждает, что земной рай нам заказан и в тоже время весьма по братски поживает с сильными мира сего, которые щедро жертвуют церкви за то, что она прикрывает пастве глаза на их земной рай.

   Вспомните, что до революции самым богатым человеком в России был царь, он так и написал в анкете переписи: «Владелец земли русской», а вторым был не князь Юсупов и подобные ему, а церковь. И сегодня церковь семимильными шагами возвращается в свое светлое «прошлое», в прошлое в которое, по словам некоторых политологов даже коммунистам заказан. Религия в наше время – это весьма успешный и никем не контролируемый бизнес.

   Да, мусульманский Ренессанс пришелся в эпоху огромного духовного и научного расцвета. Знание – стало настоящим флагом, символизирующим это время. Именно мусульманские философы подняли, упавшие было знамя греческой философии, и всячески комментируя, пропагандируя и приумножая эту философию, которая, в конце концов, в лице самого великого из них ибн Рушда, именуемого в Европе Аверроэс, глубоко проникло в бесчинствующую инквизицией Европу. Николай Кузанский, Беркли, Ф. Бэкон и многие другие приняли это знамя и сохранили для будущих поколений. И только великий поэт от философии – Гегель, утверждал его, классическая немецкая философия, напрямую наследует философию Платона и в самой известной работе посвященной религии «Философия религии» напрочь «забыл» упомянуть мусульманство как религию, дабы забыть и многое другое. И от этого «безграмотнее» не стал.
   И это неверно утверждать, что якобы религию можно «исправить» грамотностью. Религиозные экстремисты, стремятся завербовать в свои ряды именно самых умных, самых авторитетных людей в обществе, а чтобы завербовать кровавый, безжалостный и безграмотно-фанатичный криминал для своих кровавых злодеяний денег у любой церкви всегда найдется. Это потом, этим авторитетным людям уже станет ясно, во что их ввязали, но будет уже поздно, ибо на их руках уже будет кровь и мысли, что это «что так богу угодно» невольно проникнут в их душу.

   Религию, в любом обществе надо ставить на свое место. Сегодня попы и муллы еще плачутся о своем прошлом, когда их подвергали гонениям, а завтра эти же люди будут стремиться представлять, из себя, элиту общества и ее духовную богему. И поэтому, вместе с главной задачей приобрести в свои ряды как можно больше паствы (и считай, приобретая при этом экономическую мощь), они стараются также проникнуть во все институты человеческого бытия, в которых они смогли бы пропагандировать свое учение, забывая простую библейскую истину: «богу - богово, кесарю –кесарево».

   А ведь на самом деле, религия и вера в бога глубоко индивидуальное дело каждого человека и действительно представляет собою некое таинство души, которую мы – атеисты «отвергаем»…

  Но, увы, не все в ней так индивидуально.

   Однажды, в молодости, один «старший брат» по вере, предложил мне посетить некую сестру, по неизвестным причинам «отпавшую от веры» и за это временно отстраненную от церкви «на исправление грехов».

   «Отпавшая» сестра оказалась весьма старенькой бабушкой, которая поняла, что наконец-то ее пришли простить «за грехи» и на радостях устроила нам целое «пиршество» из придерживаемых для дорогих гостей всяких сладостей в виде сгущенного молока, меда и варений.

   Начавши, «с божьей помощью» с молитвы о «недостатках и рвениях наших», мы и за столом продолжили духовную беседу о том, что все люди едины в церкви. И даже если сейчас нас мало, то Господь все равно слышит нас, ибо сказано: «где двое, или трое собраны во имя Мое, там Я есть».

  И все было хорошо; и умиленная бабушка уже одной ногой была на пути в рай, когда мы уже молитвенно поблагодарили бога за такое благословенное общение и угощение и за здравие хозяйки ставший на путь праведный, как вдруг нечто привлекло внимание нашего «старшего брата».

  «Что это?!» - гневно воскликнул он, указывая перстом на старенький ковер. Неведомо, как он ее увидел, но даже я, молодой человек, не сразу разглядел то, на что он указывал.

   А увидел он, весьма блеклую медаль «Ветерану труда», которую несчастная старушка повесила на ковер, не ведая о том, что это весьма «большой грех».

   Бедная старушка, конечно же, немедленно вскарабкалась на кровать и в сердцах сорвала с ковра и бросила на пол злополучную греховную медаль, но судя по дальнейшим словам и действиям нашего брата, ее очередь в рай вновь отодвинулась на неопределенное время…

   Я вспомнил этот случай, когда однажды смотрел как с большой легкостью, в третьей части известного фильма «Крестный отец», кардинал в Ватикане отпускает грехи мафиозе Майклу Корлеоне и понял, как трудно порой «въехать в рай» вот таким старушкам.

   Вот такие братцы у нас спички получаются. Но все - таки это только личное мнение и дело каждого из нас и в наше время нам надо всем объединиться за сохранение духовного мира и согласия в нашем обществе и не быть коробком рядом с ним. С уважением…
Категория: Публикации сайта. | Добавил: millit (16.02.2012)
Просмотров: 917 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: