Хлеб
Совсем недавно я спросил у знакомого, обратил ли он внимание, что о хлебе в наше время совсем ничего не говорят и главное никто не говорит о нём, как о чём-то главном в нашей жизни. И это в то время, как голод до сих пор является самой существенной проблемой в мире.
Конечно, глупо здесь пытаться рассуждать о происхождении и причинах этой проблемы. Уж слишком масштабна она. Но мнение о хлебе, как от человека своего времени думаю будет уместно.
Я помню хлеб моего детства, когда его разрезал мой дед, аккуратно от кусочка к кусочку и складывал на столе. Затем, также медленно, он не спеша рубил комковый сахар, на маленькие квадратные кусочки и также складывал их в посудину.
Потом он тщательно собирал все крошки хлеба и сахара в ладошку, приминал пальцами малюсенькую лепёшку и отправлял мне в рот и вкус этого сладкого хлебца еще многие годы сохранялся в моей памяти.
Сам дед, имел когда-то прямое отношение к хлебу. Он вернулся с Первой Мировой войны и будучи денщиком какого-то князя, хорошо изучив русский язык. Когда, после революции, в двадцатые годы стала проблема с посевом хлеба, вернее отсутствием зерна, то его и ещё несколько крестьян с окружных деревень отправили ходоками в Москву к Ленину. Так что знаменитая картина «Ходоки у Ленина» художника Владимира Серова имеет под собой историческую реальность, с той лишь разницей, что к Ленину наши ходоки не дошли, а принял их будущий «всероссийский староста» Михаил Иванович Калинин, который и обещал оказать им помощь семенами.
На обратном пути этих ходоков зверски избили наёмники кулаков.
История голодных лет хорошо известна, но как я считаю ещё очень плохо изучена.
Насколько я знаю, голод не тронул так сильно нашу деревню, хотя конечно она находилась на её грани в 30-е и военные годы.
Совсем недавно в нашей деревне установили памятную доску у дома женщины, которая погибла, пытаясь спасти хлеб на повозке провалившуюся под лёд.
Во время войны, как рассказывала Мама, было конечно очень тяжело. Особенно часто она вспоминала о том, что «отступленцам», то есть гражданам, которые пришли со стороны оккупированных территорий, по указу Сталина, каждый месяц выдавались определённое количество продуктов, вплоть до конфет. Рассказывала, например о старике, который каждую ночь обходил дом своего сына, ушедшего на фронт, чтобы услышать не плачут ли его внуки от голода. По словам матери, он всё отдавал им, а сам умер от голода. Впрочем, тогда любую смерть пожилых могли связать с этим делом, потому что старики очень заботились о своих внуках.
Работали, как известно, за трудодни, но под известный лозунг: «Всё для фронта. Всё для победы!».
Не лучше конечно было и после войны. Например, голод 1947 года, о котором мы только что-то слышали…
Были годы и получше, урожайные. Мама часто вспоминала один год, когда колхоз не только сполна расплатился с колхозниками, но и вернула большую часть долга перед ними. И как она рассказывала зерно некуда было складывать.
Ну, а потом к власти пришёл Хрущёв… И тогда мы переехали в Казахстан. Когда там, мы немного «встали на ноги», да и я подрос, я спросил у Мамы зачем мы уехали из родных мест. Её ответ до сих пор кажется мне не реальным.
- Тогда в деревне было хуже, чем во время войны, - ответила она мне.
ХУЖЕ, ЧЕМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ! Как такое могло произойти? Как можно было довести страну до этого.
Впрочем, тогда наша семья стала жить, не только при «московском обеспечение», которыми государства одаривала особо важные экономические районы для страны, но мягко вошло под новым руководителем страны Л.И. Брежневе, в так называемые десятилетия «застоя», в котором она успешно «застаивалась» в развитии.
И это были те самые золотые годы нашего детства, юности и вхождения в нашу взрослую жизнь, которую, в этом своём мнение мы никогда не предадим.
Но ведь, вы всё-таки предали её, могут возразить нам. Неправда! Мы просто поверили пришедшему этому «застою» и новому руководству во главе с предателем Горбачёвым. И мы верили не ему, а той политике, которая была в стране до сих пор. Политике для рабочих и крестьян…
А что касается, тех лет, которые мы прожили, то я всегда говорю: что это были годы стабильности, когда ДЕСЯТИЛЕТИЯ цена на хлеб была 16 и 24 копейки!
Это были годы, когда во многих местах общественного питания хлеб был абсолютно бесплатным и находился в специальных баках где-нибудь в углу помещения накрытый марлей. И об этом всегда напоминал самодельный плакат: «Хлеб к обеду в меру бери! Хлеб – наше богатство, его – береги!».
Мы, мальчишки, когда гуляли и играли близко от территорий шахт, всегда засылали в их столовые гонцов, которые выносили за пазухой немного хлеба. А что касается воды, то ею мы просто напивались на тех же шахтах, да не простой, а газированной, установки которой всегда стояли на входе в аккумуляторные и были вовсе безнадзорные.
Многие твари, простите, иначе я их назвать не могу, сегодня утверждают, что якобы хлеба в стране развитого социализма не хватало и его давали не более одной-две буханки на руки.
Что правда, то правда. Только эти меры принимались не из-за нехватки хлеба, а его дешевизны, когда жители частного центра закупали его в большом количестве для кормёжки скота. Интересно, что даже при этом явлении его бы хватило для всех и очень часто, оставшийся, не востребованный и засохший хлеб сбывали тем же частникам по более низкой цене. Но ведь это не учитывалось при его производстве. Наиболее крутые частники, итак, не безвозмездно оккупировали местные столовые и рестораны, за пищевые отходы.
В этой «битве за хлеб» моральный урон несли многодетные семьи, которым приходилось покупать хлеб сразу в нескольких магазинах. Но и они стойко переносили это неудобство, поскольку в больших семьях обычно были свои «ответственные» за снабжение продуктами семьи и одной ходкой их в магазины в день дело не обходилось. Кстати, именно их-то меньше всего контролировали продавцы и другие покупатели, если они жили в частных домах. Тогда как, категорически отказывали другим частникам, если они вновь появлялись в магазине за хлебом через несколько часов. Они называли их «спекулянтами» и пр. нехорошими для того времени словами.
Качество хлеба было отменное. За ним был буквально народный контроль.
И день неудачной выпечки и особенно последующий день был наполнен возмущёнными голосами потребителей.
Недалеко от нашего города был небольшой посёлок, и в нём была своя особая хлебопекарня, построенная ещё до войны, по особому методу народного хлебопечения. Там пекли просто божественный хлеб! И очень часто, мужики, которые выезжали в сторону этого посёлка обычно на рыбалку, громогласно объявляли об этом спрашивая кому привести оттуда хлеб и воду из родника (есть там до сих пор эта хлебопекарня и родник с чудесной водой!). Уж не знаю, как у них там складывались дела с рыбалкой, но хлеб они привозили намного больше, чем заказывали и его мгновенно разбирали!
Все наши школьные летние каникулы проходили в играх и так называемых походах, когда мы уходили далеко в безлюдную и голую степь с обычными припасами у каждого. Два куска хлеба с маслом, обильно присыпанные сахаром и банка воды. И никаких излишеств, разве что еще не вошедшие во вкус яблоки, у кого они имелись.
Что касается школы, то кроме обычного, доступного для всех обеда для школьников, был хороший и дешёвый выбор печённого, цена которого практически не изменилось со времён начала правления Брежнева, как и его конца, только тогда в этих школах учились уже дети бывших школьников начала «застоя».
Особо хотелось бы сказать вот о чём, и я не понимаю, почему об этом никто не говорит. При моей сознательной жизни в СССР прошли, наверное, 3 или 4 съезда КПСС. На этих съездах обсуждались выполнения решений прошедших съездов и новые планы будущего страны. Но речь не об этом.
Я помню, как всегда, перед этими съездами, находились люди, которые считали необходимым или просто желательным принятие решения на съезде, чтобы сделать хлеб в нашей стране БЕСПЛАТНЫМ.
Не думаю, что это было бы возможно, хлеб, итак, был реально дешёвым. Но, с другой стороны, жутко представить, если бы это стало возможным! Это был бы полный конец капитализму!
Но это было тогда. Правда хлеб и сегодня является предметом политических игр, но превышение более развитых стран, над иными, по-видимому, уже столь явное, что судьба остальных народов мало кого волнует.
Сегодня настали другие времена и отношение ко многим вещам изменились.
Помнится, одна королева, спросила у своих поданных, почему её народ бунтует и ей ответили, что народу не хватает хлеба. «Почему они тогда не кушают пирожные?» - спросила королева и за эту идею ей отрубили голову. Сегодня наши дети и внуки в основном кушают пирожные и реже хлеб.
Однажды у знаменитого хоккейного вратаря Владислава Третьяка спросили: «Как вы думаете, когда было жить лучше, раньше или сейчас?» И он ответил, что раньше, «потому что, девушки были моложе!». Интересный ответ, правда?
А что бы ответил я. Честное слово, без раздумий. Тоже – раньше, потому что хлеб был вкусней…
И когда за обеденным столом я беру в руки хлеб, я часто вспоминаю руки деда, аккуратно разрежающего хлеб и сладкую хлебную лепёшку из крошек… Наверное, потому что я мальчик из деревни. Наверное, потому что там жили мои предки, которые растили этот хлеб….
© Copyright: Шакир А-Мил, 2024
Свидетельство о публикации №224061301562
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Шакир А-МилV
|